Директор «Лиги безопасного интернета» объяснила, как отличить недостоверную информацию от факта и почему вообще появляются фейки
С 1 июня этого года волонтеры Лиги безопасного интернета и Национального центра помощи детям обнаружили 4706 фейков о коронавирусе, вакцине, ходе вакцинации и ограничительных мерах. Ряд из них уже направлены в МВД России для проведения проверки, однако подобных сообщений становится все больше – ежедневно волонтеры находят от 100 до 150 недостоверных новостей.
Такие цифры в своей колонке на сайте «Газеты.ру» приводит член Общественной палаты РФ, общественный деятель, директор «Лиги безопасного интернета» Екатерина Мизулина.
Кому и зачем это нужно
По мнению эксперта, тех, кто распространяет непроверенные данные, условно можно разделить на три категории.
1. Те, кто услышал новость в каком-то общественном месте – например, транспорте – и решил поделиться этим в своих соцсетях.
2. Те, ко услышал или даже придумал информацию – и распространил ее для самопиара, так называемого хайпа, повышения охватов и числа подписчиков. Конечная цель – монетизация.
3. Профессиональные провокаторы. Это самая опасная категория, представители которой действуют как изнутри России, так и из-за рубежа.
«Они создают такие фейки по определенным шаблонам, монтируют видео или подменяют голос, создают некий эффект «реальности», например, детскими голосами на фоне. А главное – быстро распространяют фейки с использованием определенных технологий продвижения в соцсетях, – добавила Екатерина Мизулина. – Публикации таких провокаторов могут за пару часов охватить один регион, а за 1-2 дня – всю страну. Начинается все через WhatsApp, потом как вирус охватывает все соцсети, а дальше появляются даже листовки в подъездах».
И если первые категории следуют желанию поделиться кажущейся важной информацией или прославиться, то задача провокаторов – посеять панику и создать хаос, дестабилизировать ситуацию как в отдельном городе/регионе, так и во всей стране. Это вызывает эмоциональный отклик и сильное беспокойство у простых людей – нередки случаи ухудшения здоровья у пожилых граждан.
Как отличить фейк от факта
Фейки – следствие информационного вакуума по той или иной теме. Как поясняет директор «ЛБИ», такие ситуации возникают, когда у людей отсутствует достаточная информация, нет активного диалога с гражданами, разъяснительной работы со стороны органов власти и департаментов здравоохранения.
«Люди не видят четкой информации от врачей, научных деятелей и начинают сами искать и анализировать информацию. Так начинают плодиться слухи, домыслы, активизироваться «диванные эксперты». В эту среду и приходят профессиональные «фейкометы» и начинают распространять ложную информацию», – конкретизирует Екатерина Мизулина.
Основной площадкой для распространения фейков был и остается WhatsApp. Но популярны у распространителей недостоверной информации и другие мессенджеры – например, Viber и Telegram, а также соцсети – колоссальный рост числа фейков наблюдается в TikTok, множество видео на YouTube, в пабликах «ВКонтакте», в Instagram, Facebook.
Распознать среди информационного потока фейки можно – у них есть «тревожные звоночки». Так, насторожиться стоит, если:
· Сообщение переслано от другого, как правило, анонимного пользователя;
· Возможна вымышленная отсылка на автора информации, которую невозможно проверить – например, «сообщили в скорой» или «сестра работает в больнице»;
· Есть просьба о массовой рассылке или же, напротив, о сохранении этой «секретной информации, скрываемой властями» в тайне;
· Посыл сообщения – очень эмоциональный и тревожный;
· Представленные факты невозможно проверить.
Кроме того, подобные сообщения, присланные в аудиоформате, нередко сопровождаются голосами женщин и детей на фоне – это делает фейк более «реальным». Однако стоит прислушаться и становится понятно, что это лишь склейка разных звуков.
Можно ли пожаловаться на фейк
Еще весной 2020 года за распространение недостоверной информации под видом достоверной была введена административная и уголовная ответственность. При этом, как уточняет член Общественной палаты, такая ответственность введена и для физических лиц, и для средств массовой информации.
Кроме того, в любой социальной сети или мессенджере есть возможность пожаловаться на распространение недостоверной информации.
«Ваша жалоба должна быть рассмотрена платформой в течение 3 суток, а если соцсеть вам не ответит, то в соответствии с законом «о самоцензуре соцсетей» вы имеете право обратиться в Роскомнадзор, – подчеркивает Екатерина Мизулина. – Но за год работы в ходе мониторинга фейков мы видим, что пока соцсети очень вяло реагируют на эти жалобы: только 13% фейков удаляют или маркируют соцсети, остальное продолжает быть доступным пользователям».
Пока решить этот вопрос не удалось ни в одной стране. Однако, возможно, полезным окажется опыт Сингапура, законодательно обязавшего соцсети маркировать информацию как фейк, если такое предписание выдал уполномоченный орган власти, а также добавлять к подобным сообщениям справочную правдивую информацию.