Раздел: Статьи о рыбалке
Сразу оговорюсь, что речь идет не о кратковременном, на несколько часов, повышении уровня воды и ее помутнении в результате сильной грозы, что происходит за летний период неоднократно, и не о селевых потоках в горной местности, а о существенном изменении водного баланса на несколько дней в условиях Центральной России. По внешним проявлениям это во многом напоминает весенние паводки.
Двадцать лет назад
Повторить самого себя не есть плагиат, но возвращение к теме на новом витке осмысления. «8 июня 1997 года над Москвой и ближним Подмосковьем «разверзлись хляби небесные» и несколько часов подряд громыхали сильнейшие грозы. Как сообщил Метеоцентр, уровень осадков сразу намного превысил месячную норму. Не придав особого значения этому катаклизму, на следующий день я поехал на рыбалку в район Новленской плотины на Пахре, что чуть ниже Горок. Уже переезжая Пахру на автобусе, я понял, что рыбалки не будет. Я все же вышел из автобуса и спустился к реке. Зрелище было впечатляющим и ужасающим одновременно. По всей ширине реки, захватывая и прибрежные луга, бешено неслись потоки не воды, а какой-то бурой жижи. По поверхности плыли бревна, целые деревья и кусты и невообразимая масса всяческого мусора... Я подошел к плотине. Были открыты три из четырех проемов, через которые низвергались грязевые потоки. О тело плотины бились бревна, выше нее скопилось месиво из тысяч и тысяч пластиковых бутылок. В который раз подумалось, до какой же степени люди загадили все вокруг себя».
В тот раз высокая вода держалась долго. Я поехал на один из притоков Пахры почти через десять дней, и вода все еще стояла выше нормы сантиметров на сорок, хотя уже была достаточно прозрачна. По «свежему» мусору на ветвях прибрежных кустов я определил, что она поднималась примерно на два метра, тогда как весенний паводок в том году был незначителен. Однако рыба ловилась весьма бойко. На ручейника и мелкого червя брали плотва, елец и хороший пескарь. Кое-какие выводы напрашивались сами собой, но должны были еще подтвердиться в виде повторяемости явления.
Диссонанс
В течение последующих лет вплоть до нынешнего сезона я несколько раз попадал в аналогичные ситуации. Всякий раз на ум приходило сравнение с весенним половодьем, но одно дело, когда среди голых берегов, на которых кое-где еще лежит снег, проносятся весенние потоки, и совсем иначе воспринимается бурлящая грязная река, когда вокруг природа ликует, все зелено, птицы поют... Это явный диссонанс, дисбаланс и дискомфорт. Дискомфорт в первую очередь ощущают водные обитатели. Если весной рыба поднимается вверх по течению с большой водой к местам нереста, то летом, уже обжившись на летних квартирах, она при повышении уровня воды вынуждена смещаться зря. А с нормализацией «политической обстановки» ей снова приходится устраиваться после всей этой нервотрепки, оформлять прописку, то бишь регистрацию, у местных властей. После подобных ненормальностей в малых реках я регулярно обнаруживал рыбу там, где до того ее было очень мало или не было вовсе.
Кстати, вот одно любопытное, на мой взгляд, явление, которое я постоянно наблюдаю в верховьях малых подмосковных рек. При одинаковых, казалось бы, условиях (глубина, качество дна, наличие растительности, скорость течения) на определенных участках одной и той же реки преобладает елец, а где-то на километр выше или ниже по течению — голавль.
Плотва вездесуща, она есть и тут и там. Наверное, эта избирательность — не дело случая. Но что лежит в ее основе? Некий неуловимый для нас водный «микроклимат»?
Продолжение следует...
Автор: А.Барышников
Всем спасибо за внимание! Ни хвоста, ни чешуи, рыболовы!