Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Древнегреческий ComedyClub или произведение искусства?

Всем известно, что древнейшая форма комедии, а возможно и жанр в целом, появилась в Древней Греции. На пути своего развития древнегреческая комедия прошла три этапа:

1) Древняя комедия: 5–4 вв. до н.э. (или же древняя аттическая комедия)
2) Средняя: 4-й в. до н.э. (на данном этапе популярность комедии выходит за пределы Афин )
3) Новоаттическая: 4-3 вв. до н.э. (ещё больший рост популярности, ибо период эллинизма)

Эти этапы различаются сюжетами, постановкой сцен, архетипами персонажей и т.д. Но самым любопытным различием, на мой взгляд, является «уровень юмора» комедий всех трех этапов.
Дело в том, что в процессе развития жанра происходил условный рост шутки: от тупейших туалетных юморесок древней аттической комедии до уровня «английского юмора» новоаттической.
Я хотел бы рассказать вам и раскрыть вместе с вами шутки именно этапа древней комедии, ибо они самые отмороженные. Они настолько ужасные, что при прочтении смешно становится только от происходящего бреда (написали они, а стыдно мне). А может, это было сделано специально? Давайте разбираться.

Древняя аттическая комедия, представлена одним единственным Аристофаном (сюжеты других комедиографов не сохранились). Всего сохранилось 11 пьес. В его постановках описываются события самого разного масштаба: от решения сложнейшего вопроса «о комарином пении» до Пелопоннесской войны. В комедиях Аристофана мы встречаем множество известных личностей: Сократа, Перикла, Клеомена, Фукидида и пр. Но это не самое интересное. Вам наверняка любопытно посмотреть на сами шутки.

Многие из них представляют собой вот это:

«Ученик:А вот недавно истина великая погибла из-за ящерицы.
Стрепсиад:Как же так?
Ученик:В полночный час, исследуя движение и бег луны, стоял он [Сократ], рот разинувши. Тут с крыши в рот ему наклала ящерка.
Стрепсиад:Смешно, Сократу в рот наклала ящерка!»

Да, Вам не показалось, это и есть шутки великого греческого комедиографа. Как вы уже догадались, вряд ли Аристофан стал бы великим, если бы он просто писал сюжеты с такими плоскими туалетными шутками.

На примере пьесы «Облака» я покажу вам, каким именно образом Аристофан показывает бесполезность «мудрецов». Сюжет данной постановки крутится вокруг Стрепсиада – старого землевладельца, который погряз в долгах из-за спартанских рейдов в Аттике (спартанцы грабили пригороды Афин во время Пелопонесской войны). У Стрепсиада есть сын по имени Федиппид. Он красив, силён, участвует в соревнованиях, дружит с аристократами, но совсем далек от хозяйства и любви к мудрости, а это совсем не радует отца, так как тот хочет, чтобы его сын пошел учиться к мудрецам, дабы на суде выиграть дело о долгах. Федиппид, в целом, представляет собой идеал молодого человека с точки зрения консервативного Аристофана. Как мне кажется, устами Федиппида автор описывает свое отношение к философам:

«А, знаю, знаю, как же: босоногие,
Бахвалы, негодяи бледнорожие,
Сократ несчастный, Хэрефонт помешанный».

(Хочу сделать любопытное замечание: судя по всему, Аристофан особо не отличал Сократа от софистов. Именно последние знамениты тем, что за счет своего красноречия могли выиграть любое дело в суде).

Диалог между учеником и Стрепсиадом, который я использовал как пример шуток у Аристофана в начале – типичная унизительная шутка комедиографа над своими «противниками». В одной из своих комедий Аристофан нагло называет популярного политического деятеля Клеомена «кожевником» (это очень унизительное оскорбление, так как в ремесленных мастерских, во-первых, редко когда работали свободные люди, а во-вторых, в целом считалось, что гражданин не должен быть ремесленником)

На самом деле пьесы Аристофана являются едкой комедийной сатирой, где автор нарочито показывает известных фигур, например того же Сократа и его учеников, максимально тупыми и бесполезными шутами.

Несколько комедий Аристофана («Ахарняне», «Лисистрата» и «Мир») являются антивоенными. В них он рассказывает про вред Пелопоннесской войны для всех её участников. В своей комедии «Ахарняне» Аристофан рассказывает выдуманную историю Дикеополя, которому настолько надоела война, что он захотел заключить со спартанцами, скажем так, сепаратный мир, т.е. мирное соглашение между домом самого Дикеополя и Спартой. После заключения такого соглашения Дикеополь живет и радуется: он устраивает постоянные пиры, развлекается с женщинами, сладко спит. Также главный герой не забывает просто-напросто «ржать» над остальными афинянами, которые терпят огромное количество лишений. «Ахарняне» заканчиваются на том, что Ламах (второй основной персонаж-сторонник войны) лежит раненый, когда мимо него идет пьяный Дикеополь с двумя барышнями:

«Ламах: Ай-ай-ай-ай!О, горе мне! Ужасные страдания! Погибну я, копьем сраженный вражеским. Мы проиграли свалку рукопашную.

Дикеополь: Напившись, учинили свалку страшную?

Ламах: Скорей, скорей меня схватите за ногу. И держите, прошу!

Дикеополь: Меня вдвоем за эти принадлежности. Подержите, прошу!

Ламах: Кружится голова от сотрясения.Я словно в бреду.

Дикеополь: С девицей лечь хочу. От возбуждения. С ума я сойду.

Ламах: Меня к врачу вы отнесите, к Питталу. Несите осторожно.

Дикеополь: Меня несите к заправилам пиршества. И мех мне передайте» - вот так показывает Аристофан преимущества мирной жизни.

Таким образом, великий комедиограф, несмотря на внешнюю бесцеремонность его шуток, рассказывает нам о своих мыслях и идеях о разных людях и событиях. Пьесы Аристофана, по сути, являются серьезными комментариями к окружающему его миру, завернутыми в обертку глупых шуток.

К чему здесь сравнение с ComedyСlub и почему Аристофан его все-таки не создал? Все очень просто: шутки известной передачи абсолютно плоские и безыдейные. Такое же мнение в начале прочтения складывается о пьесах Аристофана. Но если вчитаться глубже, становится понятно, что гениальность Аристофана как раз-таки заключена в том, что подает он мысли максимально глупо, но сами они оказываются очень интересными и имеющими смысл.

Спасибо за внимание!

Автор - Иоанн Козельский