Найти тему

Европейская гниль на русском яблоке. Сравниваем европейцев и русских.

Между европейской и русской культурой огромная пропасть, русские сильно отличаются от европейцев. Это слышали многие, как и я. Но вот конкретных примеров не так уж много. А у меня есть один, прямиком из деревни.

"Как из деревни?!" – воскликнет внимательный читатель. Откуда там европейцы, быт и жизнь которых можно сравнить с русской культурой? Всё верно, "європейців тут немає". А вот заражённые культурно-европейским вирусом появляются всё чаще и чаще. Но об этом чуть позже.

До недавнего времени о конкретных примерах отличия русских от европейцев я только слышал от других. От тех, кто побывал "там". Порой я встречаю иностранцев и по внешнему виду осознаю отличие, но это не то. Я слышал о том, как они помогают друг другу или, вернее, почти не помогают. Слышал о том, как они доносят друг на друга, когда становятся свидетелями самых незначительных нарушений закона. Например, какашечку за собачечкой соседушка не соскреб с газона. Слышал о том, что у них не принято давать списать на уроке. Вот, в общем-то и всё.

"Американская улыбка" Видео-цитата из фильма "Джокер".
"Американская улыбка" Видео-цитата из фильма "Джокер".

И относительно недавно я услышал еще об одном. От популярного политика и общественного деятеля. Говоря о том, как наши люди стараются быть похожими на европейцев, он приводит в пример отрывок из чеховских "Трёх сестер". В оригинале этот отрывок выглядит так:

Значит, завтра я уже одна тут. (Вздыхает.) Велю прежде всего срубить эту еловую аллею, потом вот этот клен… По вечерам он такой некрасивый… (Ирине.) Милая, совсем не к лицу тебе этот пояс… Это безвкусица… Надо что-нибудь светленькое. И тут везде я велю понасажать цветочков, цветочков, и будет запах… (Строго.) Зачем здесь на скамье валяется вилка? (Проходя в дом, горничной.) Зачем здесь на скамье валяется вилка, я спрашиваю? (Кричит.) Молчать!

Так вот, это "Я посажу тут цветочков и будет пахнуть!" и приводит в пример Кургинян, когда говорит о том, как наши "элитарии" стараются жить "как в Европе". Он еще уточняет, что фразу эту видит агрессивно-директивной.

Так вот, воплощение именно этой фразы в деревенской обыденности я и заметил. Мой отчий дом построен в поселке, где изначально селились переселенцы из Средней Азии. Так попали в поселок и мы. В то время, когда "счастливые девяностые" горем и бедствием изгоняли русских людей из некогда братских республик, нами и отстроенных.

Время шло и очень скоро город разросся так, что наш поселок вдруг оказался очень привлекательным для новых типа "хозяев жизни" (о том, какие они "хозяева" и почему поговорим позже). "Элитарии" любят подобные места, которые в народе называют по разному, но очень похоже. У нас такие места называют "долинами нищих".

Вот и наш поселок постепенно стал приобретать такой сомнительный статус. У нас уже много "нищих". Один из них городской заместитель прокурора, а второй какой-то слуга народный – депутат. Вот так выглядит дом депутата:

Дом депутата.
Дом депутата.

Первое, что бросается в глаза – прозрачный забор. У второго – прокурора – он вообще декоративный. И это очень напоминает мне европейскую привычку жить без штор на окнах, например. Не готов разбираться в генезисе их привычки, но думается, что наши любители роскошной жизни любят её во многом именно за то, чтобы другие посмотрели. Вспомните знаменитые малиновые пиджаки, стремление купить телефон-машину-катер подороже и "побахаче"...

Вот тот же дом, только с другой стороны:

Дом депутата. Второй ракурс.
Дом депутата. Второй ракурс.

А теперь вспомните чеховское "посажу цветочки и будут пахнуть!". Эти цветочки-ёлочки и каштанчики (декоративные ёлочки они тоже очень любят) являются ни чем иным, как симптомом сильнейшего вируса потребительства, пришедшего к нам с западной стороны.

Небольшие клумбочки с цветочками перед входом, пара ёлочек и голая земля со всех остальных сторон. Заметьте, что с этих сторон дом закрыт. Там показывать ничего не хотят. Показывают красивый фасад, клумбочки, там же у них и гараж с двумя дорогими вёдрами-внедорожниками, которые, кстати, по нашему бездорожью не самый лучший вариант. Вот это они показывают.

А вот так выглядит мой дом:

Отчий дом.
Отчий дом.

Видите, какой роскошный автомобиль стоит в комфортабельном гараже? Какая дорогая плитка вымостила площадку перед домом? Какой красивый забор? Нет? Не видите? Правильно. Потому что дом со всех сторон окружён фруктовыми деревьями. И увидеть можно только кусочек зеленой крыши. Да стайки детей (которых сфотографировать не удалось), регулярно обрывающих черешню, вишню, сливу с яблоками и черёмуху.

Но, может быть, с другой стороны мы разглядим дом?

Отчий дом. Второй ракурс.
Отчий дом. Второй ракурс.

Да, с этой стороны получше видна крыша. И всё та же черешня гроздьями, к которой присоединились деревца абрикоса. И опять же – люди приходят, собирают по необходимости, повсюду шныряющие дети рвут без опасения. Единственное требование к ним – не ломать ветви.

Вот она экзистенциальная мировоззренческая разница явленная воочию на самом приземлённом, бытовом деревенском уровне! И ведь так выглядит значительная часть поселка. Посмотрите на дальнейшую улицу. Те же плодовые деревья, ягодные кусты.

Улица.
Улица.

Или еще одна улица:

Вторая улица.
Вторая улица.

Я эту тему дальше разворачивать не буду, думаю, что смысла нет. Каждый думающий человек сам поймёт. Найдутся, конечно, и такие, которые сами заражены этим вирусом – слабые клетки нашего культурного организма. Они начнут кричать и брызгать слюной в меня через монитор о том, что в ёлочках ничего плохого нет.

Позвольте, дорогие мои! Я и не говорю, что это плохо. Я утверждаю только, что это НЕ НАШЕ. Говорю о том, что русские так не жили. И жить не будут. Утверждаю только, что вы перестаёте быть русскими. Но это ваш выбор, скатертью дорога, как говорится. А мы останемся русскими. Со своими привычками сажать для других и для себя много полезных деревьев и кустов, не кичиться своим достоянием, но гордиться честным трудом, при помощи которого оно создано. Помогать ближнему, не склонять в три недели голову перед страшнейшим врагом, а упираться и, в конце концов бить его. Пусть через четыре года или триста лет.

Это наши привычки. Что касается того, как в наш организм проникает отдельные вирусы потребительства, которые по недоразумению сегодня называются "хозяевами жизни" и "сильными мира сего", то это отдельная история.

Проходило как-то посёлковое собрание. На нем решался вопрос о том, сможет поселок или нет установить линию освещения по улице. И депутат, дом которого вы видели, пафосно высказался о том, что "это не проблема" и "время на это терять не надо", он сам всё устроит. Шло время. Ничего он, конечно, не устроил. И вот на следующем собрании, когда он в очередной раз захотел продемонстрировать людям свою значимость, его жёстко перебил мой отец:

Не надо нам тут рассказывать! Одну проблему ты уже решил!

Больше на собраниях он не появлялся. Не привык слуга народа, чтобы народ рот раскрывал. А вне евроотделаных кабинетов оно бывает...

Фото-коллаж "Какая-то в державе нашей гниль".
Фото-коллаж "Какая-то в державе нашей гниль".

Еще более жёстко отец обошелся с прокурором, когда тот распустил своих собак по улице. И не помог ему прокурорский статус. Но сейчас речь не о том. А о том, что никакие они не сильные. Временная болячка на нашем русском организме. Временная, конечно, если смотреть с исторической точки зрения. И когда-нибудь наша русская культура обязательно воспрянет, как это было не единожды. Скинем с себя всю гниль. И будет это, возможно, крайне не приятное для неё, гнили, событие.