Главный музейный комплекс страны продолжает обескураживающую тенденцию: скудные выставки обо всем и сразу по принципу «и так сойдет». То ли сказывается отсутствие иностранных туристов, то ли финансирования, то ли банальной совести и уважения к посетителям. Вот например: искусство модерна – его сложная и вычурная красота способна спасти любую выставку, любую экспозицию, а у Эрмитажа все наоборот: получилось свести историю одного из самых интересных стилей почти к нулю.
Для начала скажу сразу: Эрмитаж очень успешно и весьма качественно проводит солидные мероприятия – выставки, посвященные знаковым явлениям в монументальном искусстве, чего только стоит недавняя выставка «Линия Рафаэля». Однако с искусством декоративным у него раз за разом периодически случаются какие-то сбои.
При этом четко прослеживается тенденция: если в организации выставки принимают участие частные или иностранные специалисты, то она получается качественной и, как правило, в полном смысле соответствует самым высоким мировым стандартам музейного дела и искусства экспонирования. (именно так было в случае с выставками «Мелкая пластика Арт-Деко» и «Cartier»)
Но, когда за дело берутся отечественные «специалисты», получается что-то непонятное: невнятная серость выставки, посвященной Фаберже, или убогость постоянных экспозиций Эрмитажа, посвященных историческим интерьерам и декоративному искусству (об этом подробнее в этой статье).
И что самое поразительное – это не общероссийская тенденция, так как другие, более скромные музеи, с куда меньшим объемом финансирования проводят выставки и создают постоянные экспозиции, посвященные миру декоративного искусства, которые организованы намного лучше и качественнее (например: частный музей Фаберже, или выставка «Предметный мир модерна» в Петропавловской крепости, или экспозиция исторических интерьеров в Павловском дворце (о ней я еще напишу подробнее)).
Я не случайно упомянула понятие «тенденция», поскольку две неудачи вполне можно списать на случайность и частичные недоработки, но, когда появляется еще одна, это уже становится некой формой закономерности – тенденцией. Вот об этой третьей, собственно, и пойдет речь в данной статье.
Я понимаю, что столь негативная направленность статьи не очень-то вписывается в тематику моего канала, но молчать, как по мне, еще хуже: обидная тенденция уже фактически становится нормой, а с учетом закрытых границ, конкурировать Эрмитажу не с чем, а значит и нет стимула для развития. А ведь именно мы – отечественные туристы и посетители, должны в первую очередь быть его главным интересом и стимулом…
Итак, с чего все началось? Как водится – с красивой и пафосной рекламы, в которой объявлялось, что с 24.02.2021 в маршрут по Главному штабу (отделение Эрмитажа) добавлено две новых постоянных экспозиции: «Министерство финансов российской империи» и «Искусство эпохи модерна».
Конечно, словосочетание «министерство финансов» ни коим образом не показалось мне – заядлому гуманитарию, - привлекательным, но вот слово «модерн» - совсем другое дело.
Этот прекрасный стиль, его утонченная красота, чьи изысканные формы приобретали порой такой необычный, экзотический, почти сказочный вид, предавая окружающим вещам странное очарование почти волшебной реальности, очень давно стал для меня самым любимым и самым интересным.
Ведь согласитесь: трудно устоять перед реальным живым искусством, чьи растительные сюжеты, населенные многочисленными нимфами, феями и странными представителями флоры и фауны, очень похожи на мир легенд, эпосов и фэнтези в духе «Властелина колец».
К сожалению, история этого стиля была очень краткой: подобно падающей звезде, он вспыхнул ярким блеском на фоне скучной темноты обыденности и пронесся пьянящим вихрем по всему миру всего за каких-то 10-15 лет, также внезапно угаснув и пропав во мраке суровой практичности и утилитарности. В итоге, сейчас сохранились лишь очень немногие элементы его быстротечного царства – хрупкие, единичные осколки, которые бережно хранятся в музеях и частных коллекциях.
А ведь в отличие от предшествующих эпох, красоты в модерне было намного больше. Ведь именно этот стиль возвел в ранг искусства работу многочисленных ремесленников и мастеров, чье творчество до этого столетиями находилось в тени шедевров архитекторов, художников и скульпторов: именно благодаря модерну впервые появилось такое понятие, как декоративное искусство (откуда в последствие возник дизайн)
И вот теперь, Эрмитаж, следуя духу времени и растущему интересу публики к наследию этого великолепного стиля, открыл экспозицию, на которой «посетители Главного штаба увидят: мебель, костюмы, аксессуары, предметы из коллекции европейского стекла, а также образцы европейского фарфора», и конечно, «особый интерес представляют работы Эмиля Галле – одного из основоположников стиля ар нуво».
Мало того, что модерн, да еще и на базе богатейшей коллекции Эрмитажа, а тут еще и наследие Эмиля Галле – самого выдающегося гения среди художников Модерна. Устоять было невозможно, тем более что до этого я уже посетила выставку «Предметный мир модерна» в Петропавловской крепости, и поскольку она стала для меня приятной неожиданностью, естественно, что от Эрмитажа я ожидала по крайней мере, ни чуть ни меньше.
Дополнительным бонусом была возможность увидеть шедевры импрессионистов (еще одна постоянная экспозиция Главного штаба), которые после посещений Франции стали для меня новой большой любовью.
И что же в итоге? Все что, было на выставке, можно увидеть из фотографий выше… И да: больше там ничего не было, ни-че-го… Одно кресло фабрики Мельцер (на выставке в Петропавловской крепости – три гарнитура), два шкафа – очень изысканная и красивая работа, правда не столь совершенная, как произведения Луи Мажореля и Эмиля Галле. Еще был, конечно, фарфор и керамика: экспонатов 20, из которых самыми интересными, безусловно являются две роскошные вазы и комплект для украшения камина (часы и опять-таки две вазочки).
Вазы французской работы, очень красочные и яркие, больше похожие на некую форму мозаичного панно, по странной прихоти вдруг принявшего объемные формы. Голландский каминный гарнитур тоже нисколько не уступает французским творениям в красоте, изяществе и красочности: тонкие, пестрые бутоны цветов изящно и легко вписаны в простую и строгую форму – классический образец прекрасного модерна, элегантно совмещающего красивое с практичным.
Ах да, еще было одно платье и богато декорированный скульптурными лепестками нежно-розовых цветков подсвечник. И все… Эмиль Галле куда-то пропал: то ли его шедевры уехали в Выборг на выставку стеклянных изделий, то ли их решили изучить, как когда-то большинство экспонатов выставки Фаберже, то ли – просто забыли…
Мы насчитали 26 экспонатов, которые ну никак, при всем многообразии тех отраслей декоративного искусства, к которым они относятся, не могут дать ретроспективу или сколько-нибудь определенное представление об эпохе и особенностях стиля модерн, а ведь я очень много знаю об этом стиле и очень его люблю.
Что говорить о посетителях, которые не имеют профильных знаний и лишь очень приблизительно понимают что такое модерн: они вряд ли смогут сформировать хоть сколько-нибудь четкое представление о нем на основе этой выставки. Стул и платье, рядом пара-тройка фарфоровых безделушек, пара шкафчиков и несколько не самых лучших шедевров керамики… - ощущение, что это скудные археологические находки давно ушедшей цивилизации, о которой мы мало что знаем….
И это при том, что даже мне довелось видеть собственными глазами в РХЦ Эрмитажа очень много экспонатов, характеризующих данную эпоху: и изумительная мебель, отреставрированная и потерявшаяся где-то на просторах экспозиции РХЦ, и платья, принадлежавшие как императорской фамилии, так и дамам попроще (а ведь какая была красивая мода в ту эпоху)…стекло и фарфор, наверно тоже там же – пылятся в хранилищах без особой надобности…
А ведь музей должен в первую очередь просвещать и обучать: если вы замахнулись на столь объемную тематику и решили создать отдельную экспозицию, посвященную искусству модерна, то будьте любезны - постарайтесь приложить хоть капельку усилий и создайте хоть какое-нибудь конкретное отражение эпохи, попытайтесь немного вложиться, дать информацию, или ограничьтесь лишь одним из направлений: стеклом, мебелью или модой… Но нет, ключевой девиз и двигатель работы: «мы его слепили из того, что было»
Ведь для того, чтобы создать постоянную экспозицию такого масштаба, нужно заморочиться и перевезти экспонаты из ЭРХЦ, спланировать выставочное пространство, продумать как совместить текстиль и керамику и куда поставить мебель, так, чтобы у посетителя возникло хоть сколько-нибудь ясное представление об эпохе…
Это же надо думать, работать… а зачем, если многие из тех, кто приходит в Главный штаб, в первую очередь стремятся увидеть полотна импрессионистов, а о декоративном искусстве имеют весьма слабое представление, ведь не зря же некоторые читатели под первой моей статьей, посвященной Эрмитажу, в ответ на замечания о том, что состояние многих экспонатов на экспозициях, посвященных истории интерьеров, плачевное, писали почему-то про новые ковры из Икеи…
Вот и на этой скромной выставке мне довелось краем уха услышать грустные комментарии: «А что это такое – модерн? Это стиль или мебель или что?», «Всего одно платье, а почему называется «искусство модерна»?», «Какие-то невнятные вазочки и стул – это к министерству финансов или к чему?», - и наконец самый лаконичные и грустные: «Пусто здесь как-то, тухляк – видимо еще в работе», «И что здесь смотреть?»…
А я? Мне сказать было нечего, я привела на выставку человека в надежде приобщить его к моему увлечению прекрасным миром модерна, а в итоге мне было стыдно: посредственная экспозиция, больше соответствующая бедным провинциальным музеям, да и то, такое сравнение – оскорбление для последних…
Хорошо хоть импрессионисты не подвели: шумные, живые проспекты Парижа Камиля Писсарро, мягкие линии и нежные краски Ренуара, и конечно лавандовый туман, окутавший мост Ватерлоо по воле великого Клода Моне, - просто не могли оставить равнодушным и несколько сгладили общее негативное впечатление от новой экспозиции…
Такова магия монументального искусства: в отличие от декоративного ему не требуется огранки, - куда бы не повесили полотно Моне, это всегда будет шедевр, всегда будет Моне…Не надо ломать голову над экспозицией и выставочным пространством: художник уже все сделала сам. А вот с искусством декоративным нужно работать: замысел его художников порой не так очевиден и требует определенных условий, чтобы раскрыться во всей красе…
Тем более это важно для модерна: основная направляющая этого стиля – красота везде и во всем, художественное единство всего окружающего пространства… Воплотить что-то подобное в одной экспозиции очень сложно, но как показала выставка «Предметный мир модерна» в Петропавловской крепости, вполне возможно…Конечно, если любить свое дело и относиться с уважением к посетителям, - Эрмитажу, видимо, подобные устремления чужды…
Остается лишь надеяться, что в будущем подобное положение дел сможет измениться в лучшую сторону и мир декоративного искусства наконец-то добьется признания и должного уважения со стороны эрмитажных специалистов, а мы сможем посетить качественные и содержательные выставки…
🌺 Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал 🌺