Найти в Дзене
SELFD3V

Размышления о цифровой свободе

Оглавление

Мы живём в информационном обществе. И его ключевая этическая и политическая проблема - цифровая свобода. Очевидно, что "товарищ майор" в любой стране мира имеет доступ ко всей необходимой информации: вашим персональным данным, личной переписке, файлам из облачного хранилища и т.д.

Вася Ложкин "Родина слышит", 2016. http://vasya-lozhkin.ru
Вася Ложкин "Родина слышит", 2016. http://vasya-lozhkin.ru

Впрочем, это не означает, что этим доступом непременно воспользуются. Так или иначе, сегодняшняя статья о другом. О том, что с ограничением цифровой свободы может столкнуться и вполне добропорядочный, законопослушный гражданин.

Как же ограничивают цифровую свободу?

Удаление контента и блокировка аккаунта

Любому блогеру важно помнить: фактически, он не владеет собственным контентом. Неважно, сколько у него подписчиков: сотни тысяч или всего пара человек. Все ролики, статьи и т.п. материалы хранятся на серверах крупных корпораций: Google, Facebook, Яндекс. И лишить автора доступа к результатам своего, порой многолетнего, труда можно нажатием одной кнопки.

Иногда даже кнопку нажимать необязательно - достаточно вызвать сомнение у встроенного в электронную платформу алгоритма. Примеров множество: удалённые без объяснения причин YouTube-каналы, публикации в Facebook и т.д. Twitter забанил даже Дональда Трампа. На секундочку, Трамп был тогда действующим президентом США!

-2

Даже если вы не высказываете радикальных суждений, вам могут ограничить доступ к результатам собственного труда. Для этого порой достаточно иметь точку зрения, хотя бы немного отличающуюся от официально признанной. Да, "Интернет всё помнит" и значительную часть удалённого контента можно восстановить. Но как быть с аудиторией, с подписчиками? Здесь придётся начинать всё с нуля.

Впрочем, для блогеров есть и более лёгкая форма ограничения цифровой свободы - пессимизация контента. В этом случае блогера не забанят, а канал или публикацию не удалят. Вместо этого платформа сделает всё, чтобы материал увидело как можно меньшее число людей. Ролик или статья просто перестанут появляться в лентах подписчиков. Для блогера-любителя это, возможно, не столь критично. Но для тех, кто зарабатывает на жизнь просмотрами и продажей рекламы, это существенная проблема. В данном случае платформа фактически диктует автору, о чём можно писать, а о чём лучше не стоит.

"Палки в колёса". Ухудшение сервиса

Даже если вы не создаёте контент для публичного распространения, корпорация может ограничить вашу цифровую свободу в стремлении заработать денег.

Наглядный пример: Evernote, популярное приложение для ведения заметок. Evernote работает по системе freemium. Это значит, что часть функционала приложения бесплатна, а за продвинутые функции придётся заплатить. Подобная модель позволяет, с одной стороны, получить приложению широкую аудиторию, а с другой - заработать денег разработчикам. Звучит вполне приемлемо. Что же пошло не так?

-3

С течением времени создатели Evernote поняли, что большинству пользователей достаточно базового функционала, а платные функции не востребованы. Что сделали в Evernote? Может придумали новые оригинальные фишки для того, чтобы повысить интерес к платной подписке? Увы. Вместо этого Evernote начал оказывать давление на своих пользователей с Basic-аккаунтами. Так, например, у пользователей с базовой учётной записью начали регулярно появляться всплывающие окна с предложениями купить подписку. Важно отметить, что ранее Evernote вёл себя деликатно по отношению к базовым пользователям и платную версию не навязывал. Это и обеспечило приложению широкую популярность. Однако теперь не проходит и дня, чтобы пользователь не получил раздражающий pop-up.

Кроме того, существующие базовые функции Evernote стали работать с ограничениями. Например, ухудшился пользовательский сценарий ведения чек-листов: после установки пары галочек в списке заметка переходит в статус "Только просмотр".

Всё это делается с одной целью - заставить потребителя купить подписку. Поймите меня правильно: я ничего не имею против платных приложений. Разработчикам, как и всем, нужно зарабатывать деньги и платить по счетам. Но я считаю недопустимым на ходу менять "правила игры", причём в сторону их ухудшения. Это проявление неуважения к аудитории.

Подобное поведение разработчиков бессмысленно ещё и потому, что на рынке есть бесплатные альтернативные предложения. Сегодня в бизнесе мало что ценится так же высоко, как лояльный потребитель. И намеренно ухудшать отношения с ним в стремлении заработать в моменте побольше денег - стратегически невыгодно.

Evernote и навязывание платной подписки
Evernote и навязывание платной подписки

Аналогичным образом ведёт себя и YouTube. Реклама на YouTube - необходимость. Она позволяет блогерам зарабатывать на жизнь, а создателям платформы - развивать бизнес. Однако сегодня реклама на YouTube тоже превратилась в инструмент давления на аудиторию. Рекламных вставок всё больше, их длительность выше, возможности пропустить рекламу зачастую нет. Цель всё та же - заставить купить premium-подписку.

Что делать? (с)

Любая ваша информация, хранящаяся на сторонних ресурсах, вам не принадлежит. Неважно, что это: статья в блоге, таблица в Google Docs или семейные фото на Яндекс.Диск. Доступ ко всему можно потерять в один момент и без объяснения причин.

Какие есть варианты?

1. Бэкап. У вас наверняка есть критическая информация, которую нельзя терять ни при каких обстоятельствах. Резервные копии такой информации нужно хранить в нескольких местах для возможности оперативного восстановления в случае утери. Например, на жёстком диске компьютера, на флешке и на сторонней платформе. В случае внезапной потери аккаунта (бан, взлом и т.д.) вы хотя бы не потеряете то, над чем работали.

-5

2. Потребитель голосует ногами. Если вы столкнулись с давлением со стороны цифровой платформы и не готовы с ним мириться - уходите. Сделайте резервные копии материалов, а затем удалите аккаунт со всем содержимым. Не забудьте сообщить платформе о причинах ухода: возможно, они сделают выводы на будущее. Но это не точно. Можете также рассказать о возмутившей вас ситуации друзьям и знакомым.

3. Компромисс. Понятно, что отказаться от удобств современных сервисов непросто. И далеко не каждый готов радикально решить вопрос цифровой свободы, перейдя на свободное ПО и удалив аккаунты на коммерческих сервисах. В этом случае придётся искать компромисс. Простейшие из них - заплатить за premium-подписку или не высказывать точку зрения, отличную от принятой на конкретной площадке.

Идти на подобный компромисс или нет - каждый решает сам. Но сохранность важной для вас информации - это полностью ваша забота. Хранение данных на серверах корпораций ничего не гарантирует.