Найти в Дзене

Что же на самом деле таится «Под маской Венеции» (выставка в Царицыне)

Оглавление

Чистенько, но бедненько – так бы я описала многообещавшую экспозицию, открывшуюся в Хлебном доме музея «Царицыно». Верные своей задаче как следует заинтриговать почтеннейшую публику, корреспонденты телеканалов расстарались еще на открытии, показав выставку со всех углов зрения и предложив «бросить вызов судьбе – выбрать путь благородного вельможи или присоединиться к безудержному веселью улиц». Я и потрусила послушно по жаре в Царицыно.

На самом-то деле те пять или шесть маленьких комнат, где разместились экспонаты, которых было по пальцам перечесть, совершенно не соответствовали загадочности тона – смотреть на выставке почти нечего. Да кстати еще и запрещена всякая фото и видео- съемка – что уж за секретные секреты мы можем случайно заснять?

В общем, немножко посмотрели, слегка пощупали (можно сунуть нос в ящик и рукой в перчатке дотронуться до куска шелковой ткани), чуть-чуть понюхали (опять же перчаткой можно приоткрыть крышку емкости и вдохнуть аромат кофе, например) – не впечатлило.

Но уж раз я там побывала, расскажу максимум того, что можно вообще об этом рассказать.

Первый зал называется Палаццо

Выставлены:

Схема, чтобы мы не запутались в немногочисленных экспонатах. Фото автора
Схема, чтобы мы не запутались в немногочисленных экспонатах. Фото автора

Зеркало. Россия, вторая половина 18 века.

Кресло. Франция. Каркас: конец 18 – первая половина 19 века. Обивка: Франция, мануфактура Бове.

Женское платье Андриенн. Италия, Венеция, 1770-1780е годы. Шелк, парча, хлопок, металл, шитье, вышивка.

Платье Андриенн и мужской костюм того времени. Также всякие мелочи. Скрин автора
Платье Андриенн и мужской костюм того времени. Также всякие мелочи. Скрин автора

Женские платья фасона Андриенн вошли в моду во времена правления французского короля Людовика XV и были популярны на протяжении всего 18 века. Первой такое платье надела актриса Мари Картон Данкур, исполнявшая главную роль в комедии «Андриенн», поставленной по пьесе древнеримского драматурга Теренция «Девушка с Андроса».

Сначала подобные платья носили только дома, но к 1770м годам они стали уместны в качестве парадных и вечерних нарядов. Своеобразный силуэт создают складки шлейфа.

Костюм венецианской женщины говорил о положении ее семьи, о власти и богатстве ее отца или супруга, о ее социальном статусе.

Мужской костюм: камзол, жилет, бриджи. Италия, Венеция. 1750-1775 гг. Музей палаццо Мочениго, Центр истории текстиля и костюмов.

Умение ориентироваться в модных тенденциях расценивалось в Венеции 18 века как навык, важный для успеха в светском обществе. Костюм богатого венецианца состоял из камзола, жилета, блузы, которую могли заменить накладные рукава и воротник, укороченных брюк, чулок и туфель.

Мода на мужские жилеты менялась: изначально их шили из теплой шерстяной ткани, длиной до колен, с рядом частых пуговиц. Но постепенно местные щеголи стали заказывать все более короткие жилеты из тонких вышитых тканей.

Каждая деталь костюма, вплоть до незначительных на первый взгляд застежек, кружевных платков и узоров, наделялась определенным смыслом. Так, прокураторы носили алые мантии с широкими рукавами, шутов, еретиков и прокаженных отличали полоски на камзолах, обитателей венецианского гетто узнавали по желтой букве «О» на одежде.

Ваза с маскаронами. Италия, мастерская Медичи под управлением муранских мастеров (с острова Мурано) 16-17 века. Стекло выдувное, бронза, позолота.

Фруктовница. Скрин автора
Фруктовница. Скрин автора

Корзина с фруктами: яблоком, цитроном, грушей, лимоном. Италия, Венеция, Мурано 18 век. Стекло прозрачное и цветное, ручная обработка.

Фруктовница со стеклянными фруктами-обманками. Италия, Венеция, Мурано, 17 век. Стекло выдувное, ручная обработка.

Зеркало. Италия, Венеция, середина 18 века.

Зеркала, которые изготавливали стекольщики на острове Мурано, стоили очень дорого. Лишь короли и знатные вельможи могли заказывать их для своих дворцов. Со временем конкуренты муранских мастеров освоили их технические приемы, и зеркала из Венеции перестали цениться как эксклюзивный товар.

Платье (Костюм для статуи Мадонны). Италия, Венеция, вторая четверть 18 века. Шелк, металлизированная нить, лен, шитье.

Костюм для статуи Мадонны. Скрин автора
Костюм для статуи Мадонны. Скрин автора

Традиция облачать статуи Богоматери в нарядные одеяния идет еще из средних веков, когда в праздничные дни скульптуры Девы Марии проносили в толпе верующих через весь город. Примечательно, что в Венеции эта форма почитания учитывала модные тенденции, подобные наряды в 18 веке можно было увидеть также на девочках из благородных семейств и на манекенах в витринах.

Карнавал

В период карнавала, чтобы попасть на прием во дворец, достаточно надеть маску. Владельцы роскошных палаццо соревнуются друг с другом в гостеприимстве и щедрости и устраивают балы. На приемах можно познакомиться с послами из других стран, важными чиновниками, успешными купцами – со всеми, кто определяет ритм жизни Венеции. Вечерами здесь звучит музыка, спорят о новых книгах, моде или искусстве.

Маска. Скрин автора
Маска. Скрин автора

Многолюдные вечеринки считались угрозой государственному строю: в толпе, оставаясь незамеченными, проще планировать заговор, а под масками гостей, музыкантов или официантов могли скрываться шпионы.

Власти Венеции осуждали многолюдные собрания и слишком пышные приемы, и неоднократно вводили новые законы и ограничения, чтобы угощения на банкетах не были чересчур обильными: никаких устриц, фазанов или павлинов, если собираются более двадцати гостей.

Будуар венецианки

Символ Венеции - крылатый лев. Скрин автора
Символ Венеции - крылатый лев. Скрин автора

День светской львицы в Венеции 18 века мог быть таким:

10:30 Поздний подъем, ведь она вернулась с бала-маскарада далеко за полночь. Служанка помогает ей одеться.

11:30 Чашечка кофе и визит парикмахера.

12:30 Урок музыки, стихосложения или географии.

14:00 Обед с супругом и несколькими важными гостями. Госпожа в курсе всех новостей и сплетен.

16:20 Визит модистки – последняя примерка платья. Несколько финальных штрихов, и наша героиня будет неотразима.

17:30 Приходит чичисбей или cavaliere servente – поклонник, готовый услужить своей даме. Он будет сопровождать ее в театр на премьеру Карло Гольдони.

21:00 Отослав чичисбея, можно надеть маску и продолжить карнавальный вечер.

Самой знатной дамой Венеции была, безусловно, догаресса.

Можно увидеть портрет догарессы Элизабеты Кверини Вальер. Неизвестный художник, Италия, Венеция 18 век.

Как известно, Венецией управляли дожи, а вот их жены звались догарессами. Элизабета была последней коронованной догарессой. Она оказывала значительное влияние на правление супруга благодаря своим дипломатическим талантам, обаянию и щедрости.

Кабинет венецианца

Кабинет венецианца. Скрин автора
Кабинет венецианца. Скрин автора

Многие дожи происходили из семей успешных и состоятельных негоциантов. Тем не менее, к 18 веку купцы Венецианской республики постепенно утратили былое могущество – конкуренцию им составили хваткие и оборотистые английские и голландские купцы. Венецианцы же оставались верны своим принципам – привозить из дальних странствий только самое роскошное и эксклюзивное.

В ящиках шкафа купец хранит образцы своих товаров – шелков, кружев, кожи.

Посреди кабинета - круглый стол с собранием запахов. Под крики служительниц «Дотрагиваться только в перчатках!» нюхаем хорошо знакомый запах арабики.

В дальнем зале крутят кино - стилизация под венецианские средневековые гравюры, а также немного о Казанове и связях Венецианской республики с Московским княжеством, начиная с посредничества при заключении брака Софьи Палеолог с Иваном Третьим.

И еще зал - стилизация под казино.

Типа средневековое казино. Скрин автора
Типа средневековое казино. Скрин автора

Здесь попалась настолько неприятная смотрительница, требовавшая натянуть маску буквально по самые уши, что я оттуда бежала, признаюсь, без особого сожаления.

Так что, на мой взгляд, на выставку можно сходить пенсионерам за половинную стоимость, да и то только тем, кто живет в непосредственной близости от музея Царицыно. В других случаях есть опасность, что Вас посетит чувство разочарования - "как, и это все?" - воскликнула я, выяснив, что больше ничего не покажут, а показали-то и так мало.

Особенным контрастом выставка показалась в сравнении с роскошной, богатейшей выставкой придворного костюма, о которой я рассказывала ранее на канале.

О муранском стекле и буранских кружевах, упоминаемых в публикации, можно почитать здесь: Мастера Венецианской лагуны: стеклодувы Мурано и кружевницы Бурано

Если Вам было интересно, буду признательна за лайк, комментарий, подписку.