Чистенько, но бедненько – так бы я описала многообещавшую экспозицию, открывшуюся в Хлебном доме музея «Царицыно». Верные своей задаче как следует заинтриговать почтеннейшую публику, корреспонденты телеканалов расстарались еще на открытии, показав выставку со всех углов зрения и предложив «бросить вызов судьбе – выбрать путь благородного вельможи или присоединиться к безудержному веселью улиц». Я и потрусила послушно по жаре в Царицыно.
На самом-то деле те пять или шесть маленьких комнат, где разместились экспонаты, которых было по пальцам перечесть, совершенно не соответствовали загадочности тона – смотреть на выставке почти нечего. Да кстати еще и запрещена всякая фото и видео- съемка – что уж за секретные секреты мы можем случайно заснять?
В общем, немножко посмотрели, слегка пощупали (можно сунуть нос в ящик и рукой в перчатке дотронуться до куска шелковой ткани), чуть-чуть понюхали (опять же перчаткой можно приоткрыть крышку емкости и вдохнуть аромат кофе, например) – не впечатлило.
Но уж раз я там побывала, расскажу максимум того, что можно вообще об этом рассказать.
Первый зал называется Палаццо
Выставлены:
Зеркало. Россия, вторая половина 18 века.
Кресло. Франция. Каркас: конец 18 – первая половина 19 века. Обивка: Франция, мануфактура Бове.
Женское платье Андриенн. Италия, Венеция, 1770-1780е годы. Шелк, парча, хлопок, металл, шитье, вышивка.
Женские платья фасона Андриенн вошли в моду во времена правления французского короля Людовика XV и были популярны на протяжении всего 18 века. Первой такое платье надела актриса Мари Картон Данкур, исполнявшая главную роль в комедии «Андриенн», поставленной по пьесе древнеримского драматурга Теренция «Девушка с Андроса».
Сначала подобные платья носили только дома, но к 1770м годам они стали уместны в качестве парадных и вечерних нарядов. Своеобразный силуэт создают складки шлейфа.
Костюм венецианской женщины говорил о положении ее семьи, о власти и богатстве ее отца или супруга, о ее социальном статусе.
Мужской костюм: камзол, жилет, бриджи. Италия, Венеция. 1750-1775 гг. Музей палаццо Мочениго, Центр истории текстиля и костюмов.
Умение ориентироваться в модных тенденциях расценивалось в Венеции 18 века как навык, важный для успеха в светском обществе. Костюм богатого венецианца состоял из камзола, жилета, блузы, которую могли заменить накладные рукава и воротник, укороченных брюк, чулок и туфель.
Мода на мужские жилеты менялась: изначально их шили из теплой шерстяной ткани, длиной до колен, с рядом частых пуговиц. Но постепенно местные щеголи стали заказывать все более короткие жилеты из тонких вышитых тканей.
Каждая деталь костюма, вплоть до незначительных на первый взгляд застежек, кружевных платков и узоров, наделялась определенным смыслом. Так, прокураторы носили алые мантии с широкими рукавами, шутов, еретиков и прокаженных отличали полоски на камзолах, обитателей венецианского гетто узнавали по желтой букве «О» на одежде.
Ваза с маскаронами. Италия, мастерская Медичи под управлением муранских мастеров (с острова Мурано) 16-17 века. Стекло выдувное, бронза, позолота.
Корзина с фруктами: яблоком, цитроном, грушей, лимоном. Италия, Венеция, Мурано 18 век. Стекло прозрачное и цветное, ручная обработка.
Фруктовница со стеклянными фруктами-обманками. Италия, Венеция, Мурано, 17 век. Стекло выдувное, ручная обработка.
Зеркало. Италия, Венеция, середина 18 века.
Зеркала, которые изготавливали стекольщики на острове Мурано, стоили очень дорого. Лишь короли и знатные вельможи могли заказывать их для своих дворцов. Со временем конкуренты муранских мастеров освоили их технические приемы, и зеркала из Венеции перестали цениться как эксклюзивный товар.
Платье (Костюм для статуи Мадонны). Италия, Венеция, вторая четверть 18 века. Шелк, металлизированная нить, лен, шитье.
Традиция облачать статуи Богоматери в нарядные одеяния идет еще из средних веков, когда в праздничные дни скульптуры Девы Марии проносили в толпе верующих через весь город. Примечательно, что в Венеции эта форма почитания учитывала модные тенденции, подобные наряды в 18 веке можно было увидеть также на девочках из благородных семейств и на манекенах в витринах.
Карнавал
В период карнавала, чтобы попасть на прием во дворец, достаточно надеть маску. Владельцы роскошных палаццо соревнуются друг с другом в гостеприимстве и щедрости и устраивают балы. На приемах можно познакомиться с послами из других стран, важными чиновниками, успешными купцами – со всеми, кто определяет ритм жизни Венеции. Вечерами здесь звучит музыка, спорят о новых книгах, моде или искусстве.
Многолюдные вечеринки считались угрозой государственному строю: в толпе, оставаясь незамеченными, проще планировать заговор, а под масками гостей, музыкантов или официантов могли скрываться шпионы.
Власти Венеции осуждали многолюдные собрания и слишком пышные приемы, и неоднократно вводили новые законы и ограничения, чтобы угощения на банкетах не были чересчур обильными: никаких устриц, фазанов или павлинов, если собираются более двадцати гостей.
Будуар венецианки
День светской львицы в Венеции 18 века мог быть таким:
10:30 Поздний подъем, ведь она вернулась с бала-маскарада далеко за полночь. Служанка помогает ей одеться.
11:30 Чашечка кофе и визит парикмахера.
12:30 Урок музыки, стихосложения или географии.
14:00 Обед с супругом и несколькими важными гостями. Госпожа в курсе всех новостей и сплетен.
16:20 Визит модистки – последняя примерка платья. Несколько финальных штрихов, и наша героиня будет неотразима.
17:30 Приходит чичисбей или cavaliere servente – поклонник, готовый услужить своей даме. Он будет сопровождать ее в театр на премьеру Карло Гольдони.
21:00 Отослав чичисбея, можно надеть маску и продолжить карнавальный вечер.
Самой знатной дамой Венеции была, безусловно, догаресса.
Можно увидеть портрет догарессы Элизабеты Кверини Вальер. Неизвестный художник, Италия, Венеция 18 век.
Как известно, Венецией управляли дожи, а вот их жены звались догарессами. Элизабета была последней коронованной догарессой. Она оказывала значительное влияние на правление супруга благодаря своим дипломатическим талантам, обаянию и щедрости.
Кабинет венецианца
Многие дожи происходили из семей успешных и состоятельных негоциантов. Тем не менее, к 18 веку купцы Венецианской республики постепенно утратили былое могущество – конкуренцию им составили хваткие и оборотистые английские и голландские купцы. Венецианцы же оставались верны своим принципам – привозить из дальних странствий только самое роскошное и эксклюзивное.
В ящиках шкафа купец хранит образцы своих товаров – шелков, кружев, кожи.
Посреди кабинета - круглый стол с собранием запахов. Под крики служительниц «Дотрагиваться только в перчатках!» нюхаем хорошо знакомый запах арабики.
В дальнем зале крутят кино - стилизация под венецианские средневековые гравюры, а также немного о Казанове и связях Венецианской республики с Московским княжеством, начиная с посредничества при заключении брака Софьи Палеолог с Иваном Третьим.
И еще зал - стилизация под казино.
Здесь попалась настолько неприятная смотрительница, требовавшая натянуть маску буквально по самые уши, что я оттуда бежала, признаюсь, без особого сожаления.
Так что, на мой взгляд, на выставку можно сходить пенсионерам за половинную стоимость, да и то только тем, кто живет в непосредственной близости от музея Царицыно. В других случаях есть опасность, что Вас посетит чувство разочарования - "как, и это все?" - воскликнула я, выяснив, что больше ничего не покажут, а показали-то и так мало.
Особенным контрастом выставка показалась в сравнении с роскошной, богатейшей выставкой придворного костюма, о которой я рассказывала ранее на канале.
О муранском стекле и буранских кружевах, упоминаемых в публикации, можно почитать здесь: Мастера Венецианской лагуны: стеклодувы Мурано и кружевницы Бурано
Если Вам было интересно, буду признательна за лайк, комментарий, подписку.