Согласно распространенному мнению, Новый Голливуд начался в 1967-м году, когда абсолютными хитами проката стали "Бонни и Клайд" Артура Пенна и "Выпускник" Майка Николса. Но если присмотреться внимательно, то оба эти фильма были сняты людьми предыдущего поколения и революционного и нового в них было не больше, чем старого и хорошо известного. Другое дело, "Беспечный ездок" Денниса Хоппера. Это был действительно фильм совершенно нового типа с новым для Голливуда киноязыком, с новыми героями, снятый скорее как фильм категории "Б", чем как большой голливудский проект. И тем не менее он становится одним из самых кассовых проектов 1969-го года. Можно сказать, что именно "беспечный ездок" позволил новому поколению кинематографистов получить голливудские бюджеты на свои фильмы. Да, он был не первым и не единственным, но эффект произвел по-настоящему взрывной.
Единственным, кто не смог нормально распорядиться его успехом, был режиссер и исполнитель одной из главных ролей Деннис Хоппер. И это тот случай, когда вина за произошедшее целиком лежит на самом виновнике статьи. Деннис Хоппер в это время употреблял разные химические соединения, причем в больших количествах. Многим актерам и режиссерам приписывают зависимости, но, как правило, эти слухи являются преувеличенными. А вот с Хоппером преувеличить трудно. Он вел образ жизни характерный скорее для Джима Моррисона или Хантера Томпсона, чем для голливудского режиссера. А снимать кино гораздо сложнее, чем писать музыку или сочинять книги: требуется руководить большой командой. Да, к концу 70-х он реабилитировался, успешно возобновил актерскую карьеру и снова стал неплохим режиссером, но главное десятилетие в истории Голливуда упустил. Хотя имел все шансы встать в один ряд с Копполой и Скорсезе.
Почти великолепная семерка фильмов Денниса Хоппера
Беспечный ездок (Easy Rider), 1969
Один из важнейших фильмов в истории - совсем не шедевр. Он снят далеко не идеально, в нем хватает провисающих эпизодов и спонтанных решений, что иногда хорошо, иногда - нет. Но "Беспечный ездок" - это фильм, которому удалось лучше конкурентов запечатлеть на кинопленку дух эпохи. И это отрицать трудно.
Последний фильм (The Last Movie), 1971
Видимо успех "Беспечного ездока" вскружил Хопперу голову, да и вещества явно не пошли на пользу, но он явно почувствовал себя гением калибра минимум Орсона Уэллса. "Последний фильм" пытается буквально быть подведением итогов всему минимум голливудскому кинематографу, но это не получается. А получается месиво из наполовину прописанных, наполовину сымпровизированных эпизодов, которые ведут из ниоткуда в никуда.
Как гром среди ясного неба (Out of the Blue), 1980
Только 9 лет спустя Хоппер возвращается к режиссуре, причем делает это не в США, а в Канаде, где в тот момент был собственный кинобум. "Как гром среди ясного неба" - самый зрелый и "трезвый" фильм Хоппера-режиссера. Когда снимаешь кино о социальных низах, трудно выдержать правильную тональность и не скатиться в морализаторство. Хопперу это удалось.
Цвета (Colors), 1988
Еще 8 лет спустя Хоппер получает голливудский бюджет, заручается поддержкой не последних голливудских актеров Шона Пенна и Роберта Дювалла и снимает крепкую криминальную драму об этнических группировках Лос-Анджелеса. Хорошая криминальная драма, балансирующая между жанровым и "серьезным" кино.
Обратный след (Catchfire), 1990
Производство следующего фильма Хоппера откровенно не задалось, а выпущенную в прокат версию он подписал псевдонимом "Алан Смити". Об этом фильме говорить достаточно трудно: это не один из худших в фильмов в истории, как о нем часто пишут; но и добрых слов о нем сказать нельзя.
Горячее местечко (The Hot Spot), 1990
Следующим фильмом Хоппер реабилитируется. Шедевра, конечно, не вышло, зато получился отличный неонуар с высокой степенью откровенности. Актерский состав тоже радует: всегда приятно видеть на экране Дженнифер Коннели и Дона Джонсона.
Конвоиры (Chasers), 1994
Любопытно, что последний фильм Хоппера-режиссера тоже оказался роуд-муви, как и "Беспечный ездок". По сути, это вольный ремейк фильма Хэла Эшби "Последний наряд" с Джеком Николсоном, но гораздо более легкий и развлекательный.