Найти тему

Происхождение названий нот

Оглавление

Многие с детства знают эту последовательность — «До - Ре - Ми - Фа - Соль - Ля - Си». А вы задумывались когда-нибудь, почему каждая нота называется именно так, а не иначе? И почему ноты выстроены именно в таком порядке — первой всегда идёт нота «До», а не, например, «Ре» или «Ля»? Давайте разберёмся.

Поём ноты — восхваляем Бога

Именно так. Ведь название каждой ноты — это первые слоги первых семи строк древнего христианского гимна Иоанну Крестителю.

Этот гимн был написан на латинском языке в первой половине XI века. Автором слов принято считать бенедиктинского монаха Павла Диакона, а автором мелодии — другого бенедиктинского монаха Гвидо Аретинского (Гвидо д’Ареццо).

Гвидо д'Ареццо

Монах, музыкант, педагог — пожалуй, самая значимая фигура Западноевропейской музыки Средних веков. Именно он первым придумал использовать для обозначения высоты звуков специальные символы — ноты.

Гвидо стремился найти способ, который бы помогал певчим быстрее разучивать песнопения и не сбиваться во время исполнения, точно понимая, какой звук в каждый момент времени следует исполнять.

До Гвидо музыкальные тексты записывали невмами — такими «закорючками», прочитать которые сходу было довольно не просто.

Гвидо придумал обозначать высоты звуков специальными символами — нотами. Изначально ноты были квадратными, а нотоносец имел 4 линии, а не 5, как сейчас.

иллюстрация канала «Музыкальные картинки» по материалам из открытых источников
иллюстрация канала «Музыкальные картинки» по материалам из открытых источников

Текст гимна Иоанну Крестителю на латыни

Ut queant laxis
Resonare fibris,
Mira gestorum
Famuli tuorum,
Solve polluti
Labii reatum,
Sancte Iohannes.

© Павел Диакон

Мнемонический перевод гимна Иоанну Крестителю

(Ут) Утробою отверстой чтобы
(Ре)
Ревнители твои сумели
(Ми)
Миру возгласить деяний чудеса
(Фа)
Фальшь совлеки с их губ,
(Соль)
Солгать дабы не смели,
(Ля)
Лаская слух напевом,
(Си)
Святый Иоанне.

© М.И. Катунян

Если внимательно всмотреться в текст, то мы увидим, что первый слог каждой новой строки соответствует названию ноты.

Примечательным в этом гимне является то, что каждая мелодическая фраза в нём начинается на тон выше предыдущей, что соответствует ступеням диатонического 6-ступенного звукоряда.

Седьмую ноту — «Си» — добавили чуть позже, а неудобный для пения слог «ут» заменили на «до», от латинского «Dominus» — «Господь».

Эти названия нот закрепились и музыканты всего мира пользуются ими и в наши дни, прекрасно понимая друг друга даже без знания множества языков.

© Музыкальные картинки