Многие с детства знают эту последовательность — «До - Ре - Ми - Фа - Соль - Ля - Си». А вы задумывались когда-нибудь, почему каждая нота называется именно так, а не иначе? И почему ноты выстроены именно в таком порядке — первой всегда идёт нота «До», а не, например, «Ре» или «Ля»? Давайте разберёмся.
Поём ноты — восхваляем Бога
Именно так. Ведь название каждой ноты — это первые слоги первых семи строк древнего христианского гимна Иоанну Крестителю.
Этот гимн был написан на латинском языке в первой половине XI века. Автором слов принято считать бенедиктинского монаха Павла Диакона, а автором мелодии — другого бенедиктинского монаха Гвидо Аретинского (Гвидо д’Ареццо).
Гвидо д'Ареццо
Монах, музыкант, педагог — пожалуй, самая значимая фигура Западноевропейской музыки Средних веков. Именно он первым придумал использовать для обозначения высоты звуков специальные символы — ноты.
Гвидо стремился найти способ, который бы помогал певчим быстрее разучивать песнопения и не сбиваться во время исполнения, точно понимая, какой звук в каждый момент времени следует исполнять.
До Гвидо музыкальные тексты записывали невмами — такими «закорючками», прочитать которые сходу было довольно не просто.
Гвидо придумал обозначать высоты звуков специальными символами — нотами. Изначально ноты были квадратными, а нотоносец имел 4 линии, а не 5, как сейчас.
Текст гимна Иоанну Крестителю на латыни
Ut queant laxis
Resonare fibris,
Mira gestorum
Famuli tuorum,
Solve polluti
Labii reatum,
Sancte Iohannes.
© Павел Диакон
Мнемонический перевод гимна Иоанну Крестителю
(Ут) Утробою отверстой чтобы
(Ре) Ревнители твои сумели
(Ми) Миру возгласить деяний чудеса
(Фа) Фальшь совлеки с их губ,
(Соль) Солгать дабы не смели,
(Ля) Лаская слух напевом,
(Си) Святый Иоанне.
© М.И. Катунян
Если внимательно всмотреться в текст, то мы увидим, что первый слог каждой новой строки соответствует названию ноты.
Примечательным в этом гимне является то, что каждая мелодическая фраза в нём начинается на тон выше предыдущей, что соответствует ступеням диатонического 6-ступенного звукоряда.
Седьмую ноту — «Си» — добавили чуть позже, а неудобный для пения слог «ут» заменили на «до», от латинского «Dominus» — «Господь».
Эти названия нот закрепились и музыканты всего мира пользуются ими и в наши дни, прекрасно понимая друг друга даже без знания множества языков.