Без сомнения, фамилии Кожедуба(64 победы) и Покрышкина(59 побед) известны всем жителям нашей страны, как самые результативные советские лётчики - асы Великой Отечественной войны. Третьим идёт Речкалов(56 побед), про которого я не так давно рассказывал. Николай Гулаев отстал совсем на одну победу, но среди всех выше названных, он является самым эффективным: в среднем лётчик уничтожал более одной машины за бой, такой статистикой похвастаться не мог ни один лётчик Второй Мировой!
Из сельского аэроклуба в ВВС Красной Армии
Николай Дмитриевич Гулаев родился 26 февраля 1918 года в Ростовской губернии в семье рабочего. В 1934 году он окончил фабрично - заводское училище и устроился слесарем на местный завод. Как и многие сверстники Николай увлёкся авиацией и после работы посещал ростовский аэроклуб. Это ему пошло на пользу и после призыва в армию в 1938 году, его отправили учится в Сталинградское лётное училище, которое он закончил спустя два года.
Первые несколько месяцев войны Гулаев служил в ПВО и защищал небо в тылу, обеспечивая прикрытия промышленных районов страны. На фронт он попал в январе 1942 года, но свою первую победу одержал только в августе. Полк Гулаева разбудили ночью по тревоге: немецкие бомбардировщики совершили налёт на часть и советские лётчики поднялись в небо для отражения атаки, но Николаю было запрещено летать ночью, тогда он без разрешения и без опыта подобных боёв поднялся в небо, уничтожив "Хенкель".
Спустившись, Гулаев получил выговор за самоуправство и представление к награде за уничтоженный самолёт. К концу года на его счету было лишь две победы.
Час славы Гулаева, как и многих других лётчиков, пробил под Курском. За два месяца боёв на Курской дуге он уничтожил 15 машин врага лично и ещё 4 в группе. 28 сентября Николаю Гулаеву было присвоено звание Героя Советского Союза.
В начале 1944 года Гулаев становится командиром эскадрильи и принимает участие в освобождении Украины. В одном из боёв, гвардии капитан во главе шестёрки американских "Аэрокобр" атаковал группу из 28 немецких бомбардировщиков, прикрываемых 7 истребителями. За несколько минут было уничтожено 12 машин врага, 5 уничтожил Гулаев. К середине 1944 года у лётчика было на счету 125 боевых вылетов, 42 воздушных боя и 42 сбитых самолёта. 1 июля Николай Дмитриевич получил свою вторую "Золотую Звезду".
В конце 1944 года было издано постановление о присвоении третьей "Звезды" Гулаеву и второй многим лётчиком его полка, но из-за устроенного пьяного дебоша в московском ресторане постановление было аннулировано.
Свою последнюю победу прославленный лётчик одержал 12 августа 1944 года. В небе над Польшей Гулаев получил тяжелое ранение и вернулся в строй только к марту 1945 года. За годы войны, из которых он только полтора, активно сражался в небе, Николай одержал 55 побед в 49 боях. Феноменальная статистика.
Но некоторые говорят, что побед могло быть и 80. Гулаев часто записывал сбитых противников на счета своих сослуживцев, помогая им получить награды и существенные денежные надбавки, благодаря которым выживали их семьи в тылу. Это подтверждается словами сослуживцев, но на практике это проверить невозможно.
После войны лётчик - ас служил на различных командных должностях в ПВО и в 1950 году окончил Военно - воздушную академию им.Жуковского. С 1955 года командовал истребительной дивизией в Ярославле, а с 1966 года стал командиром ПВО 10-й армии в звании генерал - полковника авиации. Скончался Николай Гулаев 27 сентября 1985 года.