На фото, сделанном с борта космического корабля «Союз-ТМ-21» (который временно покинул станцию вместе со всем экипажем ради фоторепортажа), вы видите Спейс Шаттл Атлантис, готовящийся покинуть орбитальную станцию «Мир» 4 июля 1995 года в завершение своего полёта STS-71.
Однако, при сравнении с фото 2, где тот же самый Атлантис пристыкован к МКС спустя 11 лет, можно заметить, что за прошедшее время расстояние между кабиной экипажа и стыковочным узлом стало меньше. Связано это с тем, что на фото, сделанном в 2006 году, на челноке уже установлен внешний шлюз (Shuttle External Airlock), который предполагал в себе совмещение стыковочного агрегата и выходящего в грузовой отсек шлюза. Три челнока (собственно, Атлантис, а также Дискавери и Индевор) получили эту конструкцию в ходе Orbiter Maintenance Down Period (Дословно – «периода простоя орбитального корабля») при подготовке к строительству МКС. До этого конструкция кораблей не предполагала герметичного стыковочного узла, а встроенный шлюз для ВКД располагался на средней палубе в кабине экипажа. Однако, было решено провести серию сближений и стыковок Спейс Шаттлов с российской станцией «Мир» до начала полётов по программе МКС. В связи с этим, для полётов ещё ожидавших своих OMDP Атлантиса и Дискавери к станции «Мир», в их грузовых отсеках стоял конструктивный аналог внешнего шлюза, названный ODS Shell, смонтированный вслед за шлюзом-тоннелем, использовавшимся при полётах с модулями Spacehab и Spacelab.
При этом, в отличие от внешнего шлюза, данная конструкция устанавливалась на борт в качестве элемента полезной нагрузки и могла быть установлена или демонтирована при обычном межполётном обслуживании корабля. Во всех полётах к «Миру», кроме STS-74, доставившего стыковочный модуль для Шаттлов (фото 3), в грузовом отсеке кораблей также стоял и сам модуль Spacehab.
Данная конструкция использовалась при одном сближении Дискавери со станцией и при семи стыковках Атлантиса, с заключительным полётом STS-86 в сентябре 1997-го. Затем, прошедшие OMDP Индевор и Дискавери совершили два заключительных полёта к «Миру» уже с окончательно установленными внешними шлюзами, а Атлантис оказался на Земле до 2000-го года, когда уже после обслуживания отправился к МКС. Четвёртый челнок флота Колумбия должен был пройти демонтаж внутреннего шлюза и установку внешнего как раз после фатального полёта STS-107, что позволило бы ему посещать МКС (он этого ни разу не делал), но судьба сложилась иначе.
Сообщество автора - Стройка Века
Автор - Даня Сабуров