Забавно, что еще задолго до "Варшавского договора" между СССР и Чехословакией были установлены довольно тесные связи в военном сотрудничестве. Как подписали в 35-м Договор о дружбе и тд - так начался обмен военными новинками. Они нам - неплохую горную пушку - мы им - скоростной и современный (на тот момент) бомбардировщик СБ. Не только продали несколько десятков - но и передали лицензию на производство. Планы у чехов были обширные - но помешала оккупация немецкими войсками. Тем не менее, уже под контролем Германии - производство СБ продолжалось! Построили более 100 машин - основным изменением была замена двигателей на лицензионные французские.
Часть самолетов немцы забрали себе - использовали как учебные и буксировщики мишеней. Часть, под давлением Германии, передали (продали?) Болгарии - всего 24 штуки. Болгары отмечали массу недостатков - отсутствие нормальной связи между членами экипажа (была штатная пневмопочта - ну это и дл 30-х было вчерашним днем); холод в кабинах, вибрацию, слабую бомбовую нагрузку и так далее... Но самолеты использовались весьма долго - до 45-го года почти (в СССР списали СБ еще в 43-м). Сначала бомбили и расстреливали с воздуха греческих партизан, потом, когда все перевернулось - бомбили уже немцев... Причем боевые потери были минимальны - основная задача техников была поддерживать летающие "музейные экспонаты" в нормальном техническом состоянии... В болгарских ВВС самолет назывался "Журавль" :)
Да, известен еще случай, когда словаки на этом самолете пытались улететь в Турцию, но неудачно...
Технические характеристики:
Тип двигателя 2 ПД Avia Hispano-Suiza 12 Ydrs
Мощность, л.с. 2 х 860
Максимальная скорость , км/ч 430
Крейсерская скорость , км/ч 345
Практическая дальность, км 1000
Скороподъемность, м/мин 525
Практический потолок, м 9000
Экипаж 3
Вооружение: три 7,92-мм пулемета Vickers Mk 30
до 600 кг бомб
О другом не слишком удачном бомбардировщике того времени - здесь.
О спутниковой связи, без которой не обойтись ни воздухе, ни на море, ни на воде - здесь.
Всем удачи и успехов!