Найти тему
Проповедник

Николаиты, кто они? Разбираемся на основании Священного Писания

«Не легко ответить на этот вопрос», говорить Архиепископ Тренч в своих Комментариях на семь посланий. «Существовала ли в то время секта носив­шая это название? Я полагаю, что нет».

«Много было споров о том, что это были за люди», пишет Деп Альфорд «преобладающее мнение среди Отцов то, что это была секта, основанная Николаем, прозелитом Антиохииским, одним из семи диаконов». Но он признает что «мы не имеем достоверного отчета об этой секте» и описывает различные толкования, объяснения, данные различными Отцами в первые века. Доктор Вильям Смит в своем толковании приводит много мнений из тех же источников и разобрав те, которые яснее всех изображают характер Николая, он считает его основателем секты «недостойной».

Но если попытки подвести под название Николаитов какую-нибудь еретическую секту не удались, мы тем не менее обязаны употребить все средства к изысканию того, кто они были, каковы были их «дела» и в чем состояло их "учение.“

Потому что об них Великий Первосвященник говорит в таинственных выражениях, к которым он семь раз призывает слышащее ухо слышать и не однажды, а дважды. Сперва он особенно выставляет на вид ненависть Ефесской Церкви к "делам Николаитов", которые он сам ненавидит; а затем он особенно порицает церковь Пергамскую за то, что в ней есть "держащиеся учения Николаитов", повторяя свою особенную ненависть к нему и отождествляя его с учением Валаама, которое послужило соблазном и гибелью для Израильтян древних времен. За его упреком следует короткий и убедительный призыв «по­каяться», как бы в ужасном зле и предостережение, что, если это учение не будет отвержено, ему останется только сразиться с ними обоюдоострым мечом.

Все это, конечно, в высшей степени достойно внимания. Чем эпигматичнее выражение и чем более окутано тайней, тем более мы обязаны вникать в значение употребляемых терминов и удостовериться, если возможно; конечно, это возможно, иначе не призывалось бы наше особенное внимание, что это были за "дела" и "учение" так горячо порицаемые Свидетелем Истинным и Верным.

Может быть это выражение иносказательное? "Другие названия в книге, говорить Тренч, Египет, Вавилон, Содом являются главным образом мистическими и символическими, вероятно и это также, ключ к правильному пониманию его дан нам в ОТкровении 2:14-15. где «держащиеся учения Валаама» очевидно отождествлены с держащимися „учениями Николаитов".

Тут мы напали на верный след. Имя Валаама, по самой лучшей этимологии, означает убийца народа, а Николай это греческая передача и того же слова и такое употребление одного слова, то по еврейски, то по гречески вполне соответствует характеру книги Греческой по языку, но Еврейской по форме и духу и повторяется несколько раз (Отк. 9:11. 12:9.). Как же действовал Валаам, что бы сделаться "убийцею народа"? Он "научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали."

Другими словами, когда ему не удалось исполнить желание Валака так проклясть народ Израильский, чтобы он был побежден на войне, а хотел получить "мзду неправедную", он предложил соблазнить Израиля красотою дочерей Моавитских, чтобы они вступили в связь с ними и тогда их нечего будет бояться. Это ему уда­лось. «И приглашали он народ к жертвам богов своих, и ел народ жертвы их и кланялся богам их; И прилепился Израиль к Ваал-Фегору...» (Чис. 25:2-3). Они «смешались с язычниками и научились делам их и служили истуканам их.» Пс. 105:35-36.

Церковь в пустыне «преклонилась под чужое ярмо с неверными» и стала "сообразоваться с веком." Таким образом Валаам сделался «убийцей народа.»

Ясно, что если выражение „Николаиты имеет тоже самое значение, мы вправе можем ожидать, что их дела и учение будут направлены на то же самое, и что значит в церкви первых времен некоторые люди играли туже роль по отношению к последователям Христа, какую играл Валаам по отношению к Израилю. Весьма очень вероятно также, что как в Ефес­ской церкви о их делах упоминается только как о чем то существующем, но ненавидимом, а в Пергамской уже есть «держащиеся учения Николаитов» мы увидим, что дела, которые раньше являлись случайными, постепенно (если послания описывают последовательную историю церкви) кристаллизуются и развиваются в определенное учение или систему сперва только терпимую, а потом принятую. Замечательно, что уже в следующем послании—к Фиатирской церкви—зло является очевидно разросшимся, так что блуд, союз с миром составляет единственный предмет порицания Господом и объясняется как последствие систематичного, но ложного пророческого учения символизированного "этою женщиною Иезавелью", изображая таким образом главнейший и преобладающий характер этого фазиса религиозной жизни, который проявился в этой церкви. Этот духовный блуд или дружба с миром (Иак. 4: 4.) опять называется "учением" и "глубиною сатанинскою".

Обратимся теперь к фактам. Были ли такие дела в первоначальной церкви? Развивались ли они посте­пенно в целую систему, через тех, которые занимали места учителей, совершился союз с миром и сообразование с ним? Есть ли другие указания в Писании на то, что это предполагалось? Есть ли предостережения о том, что такое зло восстанет разовьется и наконец охватит все тело? Было ли сокрыто, что найдутся такие, которые займут авторитетные места над всем обществом христиан и таким образом, сделавшись руководителями народа, поведут их к такому слиянию с миром, что помогут делу великого врага и обратят невесту Агнца в блудницу—великий Вавилон? Несомненно такие факты существуют. О возникновении таких ложных учителей и пророков Петр ясно говорит во второй главе второго послания, так же как и о их нечистоте, хитрости, гордости, ужасных деяниях и широком и пагубном успехе. Иуда объявляет, что зло уже начало действовать, вкрались нечестивые люди обращающее благодать Божию в повод к распутству, отвергающее личность и работу Христа, вводящие обрядовую религиозность (путь Каина), последующее Валааму в его корыстолюбии и похищающее первосвященство как Корей. Павел произносит ясное пророчество касающиеся их бесовского учения, запрещения вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, их сожженной совести (I Тим. 4:1—3.) достигающей кульминационной точки в превознесении себя выше Бога (II Фес. 2:4.). Петр еще раз предостерегает пастырей стада Христова, чтобы они не "господствовали над наследием Божьим“ (I Пет. 5: 3), а Иоанн удостоверяет, что даже в те ранние времена появился Диотреф, «любящий первенствовать». (Ill Иоан. 9.).

Все это составляет твердое, хотя и косвенное, доказательство. Может ли теперь быть сомнение, что, когда Господь в символических терминах, указывает на присутствие тех, которые, подобно Валааму, соблазняют его народ оставить свое изолирование и, таким образом, губят их смешением с миром и, господствуя над всеми христианами, захватывают в свои руки власть и богатство, Он говорит о них как о губителях народа и дает им эпигматическое имя Николаитов, которым характеризуешь их свойства и дела? Разве история не подтверждает такого объяснения? Очень скоро потому что тайна нечестия начала открываться уже во дни Павла (2 Фес. 2. 7.) восстали люди желавшие верховенства в духовныъ делах, образовавшие из себя отдельную кличку «клерикалов» (присвоив себе название принадлежащее всему наследию) называя себя «Церковью» как бы в отличие от мира и становясь вскоре (в особенности когда государство стало называться христианским) главными агентами поглощения Церкви миром или смешения Церкви с миром, что и образовало так называемое христианство мало чем отличающееся от окрещенного язычества.

Они присвоили себе достоинство первосвященника принадлежащее единому Великому Первосвященнику, стремясь стать посредниками между Богом и людьми, при­носить жертвы за грехи, прощать грешников, и впускать или не впускать на небо. Они с диавольской тиранией господствовали над церковью и ввели в заблуждение миллионы миллионов, похотями плоти и ложными обещаниями свободы.

Да. Николаизм это интриги духовенства в полном расцвете; мы видим его в клерикализме и священничестве в Риме, в бутонах—в ритуализме и в зародыше повсюду, где так называемый служитель Евангелия и Христа превозносится над своими собратьями христианами — больше чем учитель над учениками и каким-нибудь образом берется за священнические обязанности. Таковой является покорителем мирян, губителем города, как Валаам и противником исключи­тельного преимущества первосвященника, как Корей.

Пророчество предостерегает об этом ужасном зле; история свидетельствует о его возникновении и прогрессе; это то, что Христос «ненавидит», что способствовало унижению, падению и потере христианского смысла Церкви Божией, больше всяких других форм заблуждения, потому что оно всех их заключило в себе. Оно вело к разрушению в течение почти двух тысячелетий. Его падение, благодаря Богу, верно и неизбежно.

Николаитство—это клерикализм духовенство, священ­ство. Это самая «глубина сатанинская».