Рождённые ползать хотят взлететь. Точнее - выйти в море.
Тема, поднятая в статье про военный флот Республики Узбекистан, приоткрыла ещё одну грань этого вопроса, кстати, созвучную с нашими COVIDными временами. УДАЛЁНКА. Точнее "удалённое владение" флотом.
Не секрет, что страны, прямо не выходящие к морю, тем не менее, имеют в мировом океане торговые суда под своими флагами. Австрия, Чехия и прочие там всякие Швейцарии. Это всё понятно, их возможность доступа к морю гарантирована Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. Некоторые страны, так же без прямого доступа к Мировому океану, имеют морские торговые порты на своей территории – на реках. Молдавия, к примеру, имеет собственный порт Джурджулешты на Дунае с 2006 года, и теперь её можно считать "морской" державой.
А вот что касается военных флотов внутриконтинентальных государств в мировом океане (а не во внутренних водах, как у Азербайджана, Казахстана или, упомянутого выше Узбекистана) здесь вопрос пока не вполне однозначный.
Боливия, утратившая выход к морю по результатам Тихоокеанской войны (1879 - 1883) всячески пытается вновь обрести статус морской державы. Боливийцы сохранили свои "военно-морские" силы на озере Титикака и других внутренних водах. В 1992 году Боливия заключила договор аренды участка тихоокеанского побережья с Перу сроком на 99 лет, настойчиво преодолевает сопротивление соседней Чили своему стремлению к морю и собирается строить там свой торговый флот. Уже в ХХI веке боливийские военные корабли получили разрешение перуанских властей на заход в порт Ило, вроде как по рекам. Я, правда, не уразумею для чего. С практической точки зрения. Понятен пропагандистский эффект – демонстрация флага и всё такое. Но на практике, для чего?
Схожая ситуация и у Эфиопии. Страна потеряла выход к Красному морю в 1993 году, вместе с территорией Эритреи, ставшей независимой. Эфиопский военно-морской флот, созданный, кажется, в 1950-х годах, прекратил своё существование. Внешнюю торговлю Эфиопия ведёт через порт Джибути, расположенный в одноимённом городе, столице одноимённого же небольшого государства на берегу Аденского залива. Вопрос о возрождении военного флота "на удалёнке" с базированием на Джибути (где, кстати, имеются также военно-морские базы Франции, США и КНР) был поднят земляками предка А.С. Пушкина – Ибрагима (Абрама) Ганнибала в 2018, после открытия годом ранее железной дороги Аддис-Абеба – Джибути. Правда, в свете фактически проигранной войне с тыграйским ополчением и конфликта с Египтом и Суданом из-за темпов заполнения водохранилища ГЭС Хидасэ на Голубом Ниле, перспективы эфиопского военно-морского строительства выглядят не очень радужными.
Вот друзья, что узнал по поводу "дистанционного" использования ВМФ. Буду рад узнать Ваше мнение на такой нетрадиционный способ военно-морского присутствия, а также видеть Вас в числе подписчиков канала. Если Вам было интересно, не сочтите за труд – нажать на изображение кулачка, с поднятым вверх большим пальцем (традиционный жест удачи и благополучия у наших предков – лёгких конных лучников, натягивавших тетиву именно большим пальцем).
Всего доброго!