Найти тему
Путь к изобилию

Военные флоты внутриконтинентальных держав рвутся в мировой океан. Или ползут?

Рождённые ползать хотят взлететь. Точнее - выйти в море.

Тема, поднятая в статье про военный флот Республики Узбекистан, приоткрыла ещё одну грань этого вопроса, кстати, созвучную с нашими COVIDными временами. УДАЛЁНКА. Точнее "удалённое владение" флотом.

Молдавский морской торговый порт Джурджулешты, вид с Дуная
Молдавский морской торговый порт Джурджулешты, вид с Дуная

Не секрет, что страны, прямо не выходящие к морю, тем не менее, имеют в мировом океане торговые суда под своими флагами. Австрия, Чехия и прочие там всякие Швейцарии. Это всё понятно, их возможность доступа к морю гарантирована Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. Некоторые страны, так же без прямого доступа к Мировому океану, имеют морские торговые порты на своей территории – на реках. Молдавия, к примеру, имеет собственный порт Джурджулешты на Дунае с 2006 года, и теперь её можно считать "морской" державой.

Джурджулешты, Яндекс.Карты
Джурджулешты, Яндекс.Карты

А вот что касается военных флотов внутриконтинентальных государств в мировом океане (а не во внутренних водах, как у Азербайджана, Казахстана или, упомянутого выше Узбекистана) здесь вопрос пока не вполне однозначный.

Боливийские военные моряки не смирились с утратой статуса морской державы
Боливийские военные моряки не смирились с утратой статуса морской державы

Боливия, утратившая выход к морю по результатам Тихоокеанской войны (1879 - 1883) всячески пытается вновь обрести статус морской державы. Боливийцы сохранили свои "военно-морские" силы на озере Титикака и других внутренних водах. В 1992 году Боливия заключила договор аренды участка тихоокеанского побережья с Перу сроком на 99 лет, настойчиво преодолевает сопротивление соседней Чили своему стремлению к морю и собирается строить там свой торговый флот. Уже в ХХI веке боливийские военные корабли получили разрешение перуанских властей на заход в порт Ило, вроде как по рекам. Я, правда, не уразумею для чего. С практической точки зрения. Понятен пропагандистский эффект – демонстрация флага и всё такое. Но на практике, для чего?

Боливия, Яндекс.Карты
Боливия, Яндекс.Карты
"К торжественному маршу...". Пока на суше, но Боливия рвётся в Тихий океан
"К торжественному маршу...". Пока на суше, но Боливия рвётся в Тихий океан

Схожая ситуация и у Эфиопии. Страна потеряла выход к Красному морю в 1993 году, вместе с территорией Эритреи, ставшей независимой. Эфиопский военно-морской флот, созданный, кажется, в 1950-х годах, прекратил своё существование. Внешнюю торговлю Эфиопия ведёт через порт Джибути, расположенный в одноимённом городе, столице одноимённого же небольшого государства на берегу Аденского залива. Вопрос о возрождении военного флота "на удалёнке" с базированием на Джибути (где, кстати, имеются также военно-морские базы Франции, США и КНР) был поднят земляками предка А.С. Пушкина – Ибрагима (Абрама) Ганнибала в 2018, после открытия годом ранее железной дороги Аддис-Абеба – Джибути. Правда, в свете фактически проигранной войне с тыграйским ополчением и конфликта с Египтом и Суданом из-за темпов заполнения водохранилища ГЭС Хидасэ на Голубом Ниле, перспективы эфиопского военно-морского строительства выглядят не очень радужными.

Император Эфиопии Хайле Селассие I в морской форме
Император Эфиопии Хайле Селассие I в морской форме
Эфиопия, Яндекс.Карты
Эфиопия, Яндекс.Карты

Вот друзья, что узнал по поводу "дистанционного" использования ВМФ. Буду рад узнать Ваше мнение на такой нетрадиционный способ военно-морского присутствия, а также видеть Вас в числе подписчиков канала. Если Вам было интересно, не сочтите за труд – нажать на изображение кулачка, с поднятым вверх большим пальцем (традиционный жест удачи и благополучия у наших предков – лёгких конных лучников, натягивавших тетиву именно большим пальцем).

Всего доброго!