Ребёнок поднимает заплаканную мордашку и спрашивает: “Где моя мама?” Вы берёте его на руки и сдавленным голосом отвечаете: “Она на небесах”. Вы навещаете недавно овдовевшую седовласую святую. Вы вспоминаете вместе с ней ужасные физические страдания её мужа в конце жизни, берёте её руку в свою и говорите: “Там ему сейчас хорошо. Он с Богом”. Являются ли эти слова богословскими выкладками о положении мёртвых? Нет; они просто отражают вашу веру в то, что эта жизнь — ещё не всё и что Бог заботится о Своих.
В письме к коринфянам Павел пишет: “Мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа” (2 Кор. 5:8). В письме к филиппийцам апостол говорит: “Влечёт меня то и другое: имею желание разрешиться [умереть] и быть со Христом, потому что это несравненно лучше...” (Фил. 1:23). Должны ли мы воспринимать эти два отрывка как заявление Павла о том, что умершие праведники сразу отправляются на небеса? Думаю, нам лучше посмотреть на них с той точки зрения, что в них использована, так сказать, “приспособительная” лексика — то есть что о пребывании с Господом Павел говорит в том же смысле, в каком мы говорим так сегодня.
Только недавно я узнал, что некоторые учителя и проповедники считают, будто целью этих двух стихов было дать новое учение о положении мёртвых. Должен признаться, что моё знание их позиции ограничено. Если я не затрону какие-то аспекты предмета, которые вы считаете ключевыми, заверяю вас, что это не преднамеренно.
В имеющимся у меня материале я обнаружил ряд отрывков, на которые были сделаны ссылки, хотя они, насколько я понимаю, не имеют ничего общего с рассматриваемым вопросом. Вот некоторые из них:
· Евреям 2:14. Утверждается, будто до смерти Иисуса сатана имел власть над царством мёртвых. В качестве доказательства приводится Евр. 2:14, где написано, что сатана имеет “державу смерти” [“власть над смертью”; Современный Перевод]. Однако в стихе ничего не говорится о власти дьявола над адом. А говорится в нём, что сатана имел (и имеет) власть убивать людей (через своих агентов среди людей). Дьявол никогда не имел никакой власти над тем местом, куда отправляется бестелесный дух после того, как он (сатана) убивает тело.
· Матфея 12:24-29. Когда Иисуса обвинили в том, что Он изгоняет бесов силой веельзевула, частью ответа Господа было: “...как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? И тогда расхитит дом его” (Мф. 12:29). Утверждается, будто это ссылка на то, что Иисус после смерти вошёл в ад (“дом сильного”) и вывел оттуда души умерших праведников (“вещи” сатаны). Это “художественное” толкование не имеет ничего общего с контекстом. В стихе говорится об изгнании бесов из живых людей (Мф. 12:24-29).
· Ефесянам 4:8. Ещё один такой стих — Еф. 4:8, который цитирует Пс. 67:19: “Восшед на высоту, пленил плен [взял с собой захваченных пленников; Современный Перевод] и дал дары людям”. Утверждается, будто “пленники”—это умершие праведники, которых сатана держал в плену в аду и которые были выведены из ада на небеса, когда Иисус вознёсся. Однако ни в самом стихе, ни в контексте нет никаких указаний на то, что имеется в виду именно такое толкование. Аналогия проводится с триумфальным входом царя в столицу после одержанной великой победы (ср. со 2 Кор. 2:14-16). Пленные, которых ведут в этом торжественном шествии, это побеждённые враги царя. Этот яркий образ, использованный в стихе, передаёт ту идею, что на кресте Иисус одержал победу над Своими врагами. Таким образом Он получил право “дать дары” Своим людям. В контексте — это духовные дары, ниспосланные живым христианам (Еф. 4:7-13).
В конечном итоге из всех текстов, с помощью которых некоторые пытаются доказать свою позицию, двумя главными остаются те, что уже упоминались в самом начале: 2 Кор. 5:8 и Фил. 1:23. Так что ж, неужели нет никакой возможности примирить высказывания Павла о пребывании “с Господом” и “со Христом” после смерти с концепцией промежуточного положения мёртвых? Новый Завет учит, что даже в этой жизни христиане пребывают “со Христом”. Иисус говорил, что где двое или трое соберутся в Его имя, Он будет среди них (Мф. 18:20). Он обещал: “Я с вами во все дни до скончания века” (Мф. 28:20). Павел молился: “Господь со всеми вами!” (2 Фес. 3:16), имея в виду христиан, которые на то время были живы. Конечно, Господь будет “с нами” и после нашей смерти. Более того, мы рассчитываем, что, когда мы умрём “в Господе” (Отк. 14:13), наша связь с Ним станет ещё более тесной и близкой.
Примите во внимание следующее: большинство, если не все, кто верит, что ныне умершие праведники сразу отправляются на небеса, также считает, что Лк. 16:19-31 верно изображает состояние умерших до креста. Помня это, откроем Еккл. 12:7, где Соломон говорит, что “возвратится прах [физическое тело] в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его”. Используя аргументацию, применяемую ко 2 Кор. 5:8 и Фил. 1:23, можно прийти к выводу, что и до смерти Иисуса на кресте покинувший тело дух отправлялся сразу на небеса (где находится Бог). Но если мы заключаем, что в Еккл. 12:7 использована “приспособительная” лексика, то почему бы нам не прийти к заключению, что такую же лексику использовал и Павел во 2 Кор. 5:8 и Фил. 1:23?
Как говорилось месяц назад в уроке “Где обретаются мёртвые?”, главным возражением против идеи, что умершие праведники отправляются сразу на небеса, является то, что это в большой мере аннулировало бы библейское учение о судном дне. Один человек попытался уйти от этой проблемы, высказав мысль, что вместо одного судного дня по возвращении Христа каждый человек предстаёт перед своим “судным днём” в момент смерти. Объём текущей статьи не позволяет подробно остановиться на судном дне, но вот несколько типичных отрывков, на которые следует обратить внимание:
(1) Библия часто упоминает “день суда” (Мф. 10:15; 11:22, 24; 12:36; 2 Пет. 2:9; 3:7; 1 Ин. 4:17) и “день великого суда” (Иуда 6). Павел говорит, что Бог “назначил день, в который будет праведно судить вселенную посредством предопределённого Им Мужа” (Деян. 17:31). Иисус назвал этот особый день “последним днём” (Ин. 6:39, 40, 44, 54; 11:24; 12:48).
(2) Судный день начнётся, когда Христос придёт “во славе Своей и все святые ангелы с Ним” (Мф. 25:31). И тогда Он “сядет на престоле славы Своей” (Мф. 25:31). Мёртвые воскреснут — как праведные, так и неправедные (Ин. 5:28, 29; см. Отк. 20:13).
(3) Все предстанут перед престолом (Отк. 20:11, 12; см. Мф. 25:32), и все подвергнутся суду (Отк. 20:12, 13). Это касается и праведных. Павел, обращаясь к христианам, писал: “Все мы предстанем на суд Христов” (Рим. 14:10). И ещё: “Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле: доброе или худое” (2 Кор. 5:10).
(4) Когда люди предстанут перед Его судейским престолом, Иисус “отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира»... Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его». И пойдут сии в муку вечную, а праведники — в жизнь вечную” (Мф. 25:32-46; см. Отк. 20:15; 21:1-4).
Мы с вами можем спорить о положении мёртвых на данный момент, но, я надеюсь, мы все согласны с тем, что великий день суда настанет. Жизнь на земле движется именно к этому кульминационному моменту.
Можно задать такой вопрос: “Если Лк. 16 изображает разное положение спасённых и погибших уже до суда, то какова тогда цель судного дня?” Я считаю, что первостепенная цель судного дня — не столько вопрос определения виновности или невиновности, сколько вопрос демонстрации справедливости и вынесения приговора. Возможно также, что радость или горе не устанавливаются бестелесному духу свыше, а являются результатом получения каждым человеком — после того, как его дух освободится от оков бренного тела — точного знания о своём духовном состоянии.
В завершение я ещё раз признаю, что это одна из тех тем, которые нельзя до конца понять, пока мы находимся в теле. Когда смерть закроет мои глаза, если я открою их на лоне Авраамовом, в раю, я буду в восторге. А если, открыв их, обнаружу, что я в объятиях Иисуса на небесах, то тоже не буду разочарован. Скажу больше: вы услышите моё благодарное восхваление! Важно, чтобы мы с вами были приготовлены к смерти, чтобы куда бы ни отправились наши души, мы были “с Господом”! Аминь и аминь.