Вопрос, где обретаются мёртвые, очень интересует многих людей. Нам многое хотелось бы знать: куда мы пойдём сразу после смерти, находятся ли наши умершие друзья в сознании, знают ли дорогие нам люди, что мы скорбим о них, и т.д. На некоторые из этих вопросов мы не можем ответить. Богу угодно было скрыть от нас некоторые детали, касающиеся следующей жизни.
Я уверен, что у Бога была благая цель, когда Он ограничивал наше знание о жизни после смерти. Разве не было бы неловкости от сознания, что ушедшие от нас близкие находятся возле нас, наблюдая за всем, что мы говорим и делаем? Поймите меня правильно: я не говорю, что так оно и есть на самом деле. Я говорю, что если бы было так, то от мысли, что за нами следят, многим из нас было бы не по себе.
По существу, Господь хочет, чтобы в одно время мы жили только в одном мире. Наверное, если бы Он позволил нам чрезмерно сосредоточиться на деталях следующей жизни, мы были бы непригодны к решению практических вопросов этой жизни. Если Отец желает утаить от нас некоторые детали будущей жизни (см. Втор. 29:29), то мы должны удовлетвориться этим и сказать: “Да будет воля Твоя” (см. Мф. 26:42).
Однако у нас есть право знать, что Бог открыл по этому вопросу. Чтобы найти библейский ответ на вопрос, где обретаются мёртвые, рассмотрим историю, которую рассказал Иисус:
«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий по имени Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий, и отнесён был ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аду, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: “Отец Авраам! Умилосердись надо мной и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени этом”. Но Авраам сказал: “Чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того — между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят”. Тогда сказал он: “Так прошу тебя, отец, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пятеро братьев: пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения”. Авраам сказал ему: “У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их”. Он же сказал: “Нет, отец Авраам, но если кто из мёртвых придёт к ним, покаются”. Тогда Авраам сказал ему: “Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят”» (Лк. 16:19-31).
Много уроков можно вынести из этого отрывка, но в нашей статье мы рассмотрим только один вопрос: что говорит этот отрывок о состоянии мёртвых.
“Но, — кто-то может возразить, — из этих стихов нельзя сделать никакого вывода, потому что это притча, которая не даёт точной картины жизни после смерти”. Если это притча, то она не укладывается в общие рамки притчи. Например, одного из героев рассказа Иисус назвал по имени: “Лазарь”. Насколько мне известно, этого Он не делал ни в какой другой притче. Кроме того, в притче обычно использовался всем знакомый случай, и на его основании преподавался урок духовного плана. Сомневаюсь, чтобы рядовой слушатель был хорошо знаком с состоянием умерших. Думается, имеющиеся в нашем распоряжении факты говорят, что это не притча, а реальная история, которую Иисус рассказал для того, чтобы слушатели лучше поняли Его весть.
Ну а если эту историю всё-таки посчитать притчей? Вряд ли её истины от этого изменятся. “Притча” — это не “сказка”. В притче бралась жизненная ситуация и проводилась аналогия с ситуацией духовной. Я не считаю Лк. 16:19-31 притчей — но даже если перед нами и притча, то это точное описание того, что происходит с духом, покинувшим телесную оболочку.
Поэтому я убеждён, что мы можем использовать историю о богаче и Лазаре в качестве основной ссылки в Божьем ответе на вопрос, где обретаются мёртвые. Изучение этого отрывка позволит нам сделать некоторые выводы.
МЁРТВЫЕ ГДЕ-ТО ОБРЕТАЮТСЯ, И СОЗНАНИЕ У НИХ НЕ УТРАЧЕНО
Отвечая на вопрос, где обретаются мёртвые, некоторые говорят: “Нигде”. По их убеждению, жизни после этой жизни нет. Они считают, что жизнь — это улица с односторонним движением, которая заканчивается тупиком. Однако если Лк. 16 чему-то учит, то тому, что человек живёт и после смерти.
Другие, верящие в жизнь после этой жизни, учат, что со смертью существование человека прекращается (он продолжает “существовать” только в памяти Бога) — и что однажды будет “воскресение” (фактически, повторное сотворение), когда праведные обретут бессмертие, а нечестивые будут полностью уничтожены. Богач и Лазарь не прекратили своего существования после смерти. Оба жили и были в сознании.
В моих дискуссиях с теми, кто учит упомянутым двум доктринам, последние иногда прибегают к игре со словом “смерть”. Они говорят: “Если дух продолжает жить после смерти, тогда смерти не было”. Тогда я прошу их дать определение слову “смерть”. По их мнению, “смерть” — это “полное исчезновение”, но такое определение трудно примирить со следующими отрывками:
• Римлянам 7:9, 10. Павел сказал: “Я жил некогда без закона, но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер”. Разве апостол прекратил своё существование?
• Колоссянам 3:3. Павел также писал: “Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге”. Разве его читатели “полностью исчезли”?
• 1 Тимофею 5:6. Он также говорил, что “сластолюбивая заживо умерла”. Такая женщина не исчезла с лица земли.
Основное значение слова “смерть” — “отделение, то есть конец определенного положения или состояния, а не полное исчезновение.
Как правило, придерживающиеся вышеупомянутых взглядов отрицают существование бессмертной части человека, называемой душой или духом. “Душа — это просто физическая жизнь в нас”, — говорят они. Они утверждают, что “дух есть не что иное, как дыхание, которое Бог дал каждому из нас”. Греческое слово психе (“душа”) может означать дыхание, местонахождение чувств, даже просто живое существо, но это может быть и “субстанция, отличная от тела и не уничтожимая смертью” (Уилки и Гримм). Так же и греческое слово пневма (“дух”) может означать ветер, дыхание или жизненное начало, оживляющее тело, но также это может быть “дух, ...простая субстанция, лишённая всякой или, по крайней мере, всякой грубой материи, и обладающая способностью знать, желать, решать и действовать... человеческая душа, покинувшая тело” (Тэйер).
Многие Писания указывают на двойную сущность человека и на то, что, когда тело прекращает существовать, душа, или дух, продолжает жить. Вот несколько типичных отрывков:
«И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7).
«И сказал [раскаявшемуся разбойнику] Иисус: “Истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю”» (Лк. 23:43).
«Иисус, возгласив громким голосом, сказал: “Отче! В руки Твои предаю дух Мой”» (Лк. 23:46).
«И побивали Стефана камнями, который молился и говорил: “Господи Иисусе! Прими дух мой”» (Деян. 7:59).
«Поэтому мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный. Итак, мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа. мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2 Кор. 4:16—5:8).
Откуда у нас наш дух? Библия называет Бога “Отцом духов” (Евр. 12:9). Пророк Захария сказал, что “Господь… образовал дух человека внутри него” (Зах. 12:1).
На вопрос, где находятся мёртвые, мы прежде всего отвечаем: “Они где-то обретаются, и сознание у них не утрачено”. Однако это не всё, что можно извлечь из нашего текста.
МЁРТВЫЕ НЕ ПЕРЕСЕЛЯЮТСЯ В НОВЫЕ ТЕЛА НА ЗЕМЛЕ
В основе учения о перевоплощении, или реинкарнации, лежит вера в то, что души умерших последовательно возвращаются на землю в новых формах или телах. Такое учение свойственно мусульманству и многим восточным религиям. В странах, где принята подобная доктрина, иногда коровы, обезьяны, змеи считаются священными. Люди там верят, что в этих животных могли перевоплотиться их предки. Некоторые евреи придерживались разновидности идеи реинкарнации (см. Мф. 16:13, 14) — и время от времени интерес к ней возрождается в западных странах.
Однако в Лк. 16 богач и Лазарь не вернулись на землю в новых формах или новых телах. Они остались сами собой, и текст подчёркивает, что их состояние было неизменным. В стихе 26 говорится: “И сверх всего того — между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят”. Фактически Авраам сказал, что никто из них не может вернуться в какой бы то ни было форме.
У меня не захватывает дух от сенсационных сообщений в прессе о мнимых случаях перевоплощения. А всё потому, что в моей жизни есть критерий — Библия. Новые идеи могут вызывать интерес, но к ним я применяю тест: как это согласуется с учением Слова? Простая истина состоит в том, что в Библии учения о перевоплощении нет. Вот некоторые основополагающие библейские принципы:
• Екклесиаст 3:2. “Время [единственное число] умирать”.
• Евреям 9:27. “…людям положено однажды умереть, а потом суд”.
• Екклесиаст 12:7. Потом “дух возвратится к Богу, Который дал его” — а не в другое тело.
• 2 Коринфянам 5:10. “Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле [единственное число]: доброе или худое”.
Библия не содержит учения о перевоплощении. Следовательно, его нельзя принять верой (см. Рим. 10:17). А Лк. 16 не оставляет сомнений в том, что доктрина эта ложна.
МЁРТВЫЕ НЕ ОТПРАВИЛИСЬ ПРЯМО В МЕСТО ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ВОЗДАЯНИЯ
Некоторые думают, что после смерти люди отправляются сразу на небо или в ад как место вечных мучений. Богач и Лазарь не были в этом окончательном месте (как мы увидим в нашем уроке позже).
Если бы после смерти люди окончательно получали по заслугам, тогда это, по большому счёту, аннулировало бы библейское учение о судном дне. Библия подчёркивает, что наступит день, когда все, и добрые и злые, придут на суд (Мф. 25:31, 32; Ин. 16:8; Деян. 17:31; Евр. 6:2; 9:27; см. Деян. 24:25). Это касается и тех, кто умер до возвращения Господа (см. Мф. 12:41, 42). Пётр пишет: “Знает Господь, как... беззаконников [то есть умерших грешников] соблюдать ко дню суда, для наказания” (2 Пет. 2:9). Общий смысл библейского учения о суде состоит в том, что он произойдёт при втором пришествии Господа, и тогда живые и мёртвые предстанут пред Богом. Очень уж кажется невероятным, чтобы сразу после смерти люди отправлялись на небеса и в ад, а потом бы их оттуда извлекали ради того, чтобы отправить на суд, после чего снова бы возвращали обратно.
Действительно, два Писания, похоже, указывают на то, что благочестивые отправляются сразу туда, где получают свою награду. Павел пишет коринфянам, что предпочитает “выйти из тела и водвориться у Господа” (2 Кор. 5:8). В своём письме к филиппийцам апостол повторяет, что имеет “желание разрешиться [умереть] и быть со Христом” (Фил. 1:23). Я бы сказал, однако, что цель этих двух отрывков не в том, чтобы рассказать нам об окончательном положении умерших, но подчеркнуть, что смерть — это победа приготовленных. Умершие праведники будут “со Христом” в том смысле, что будут окружены Его любовью, а не в том, что они оправятся сразу на небеса. Кроме того, я бы сказал, что после смерти Павел действительно отправился, чтобы быть “с Господом”, но свой венец на небесах он ещё не получил. Иисус учил, что тем, кто практически выражает любовь к другим (Лк. 14:12, 13), “воздастся... в воскресение” (Лк. 14:14), а не сразу после смерти. Большинство учёных считает, что Иисус имел в виду Своё второе пришествие, когда сказал: “[Я] приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я” (Ин. 14:3). О своём венце праведности Павел писал, что его даст ему “Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его” (2 Тим. 4:8). Отметьте выражение “день оный” и слова Павла, что в тот же “день” все возлюбившие Его явление получат такой же венец. Судя по контексту, это должен быть судный день.
До этого момента я рассматривал Лк. 16 с позиции отрицания. Мы отмели разные теории о том, что мёртвые нигде не обретаются, что они возвращаются на землю в других телах, что они уже на небесах или в аду. Но вопрос остаётся: “Так где же обретаются мёртвые?” Давайте перейдём к исследованию Лк. 16 с позиции утверждения.
МЁРТВЫЕ ПРЕБЫВАЮТ В ПРОМЕЖУТОЧНОМ СОСТОЯНИИ, ОЖИДАЯ СУДА
За многие годы проповедники евангелия разработали самые разнообразные схемы, чтобы наглядно представить ад, как он описан в Лк. 16. Этим схемам свойствен один общий недостаток: они могут оставить впечатление, будто ад имеет географическое местоположение, а это вовсе не так. Ад не столько место, сколько состояние.
Библия называет состояние мёртвых “адом”, по-гречески гадес (в светской литературе на русском языке часто употребляется слово “аид”), что приблизительно соответствует древнееврейской “преисподней” [шеол] в Ветхом Завете. Слово гадес часто означает “невидимый” и передаёт такое понятие, как “невидимый [мир]” мёртвых. Тэйер приводит следующее определение этого слова в том значении, в каком оно употреблено в Лк. 16: “общее местопребывание покинувших тело духов”. Сегодня под словом “ад” чаще всего понимается “место, где души грешников предаются вечным мукам”, то есть геенна, но (как мы увидим) ад в Новом Завете — это промежуточное положение всех умерших, и хороших и плохих.
Обратите внимание, что в аду имеются две чётко различимые составные части. Богач был в одной из них, а Лазарь — в другой. Можно также видеть разделительную полосу, названную Авраамом “великая пропасть”. Рассмотрим каждую из этих деталей более подробно, начиная с положения богача. “И в аду, будучи в муках, он поднял глаза свои” (Лк. 16:23). Положение, в котором оказался богач, Библия называет “муки”.
“Адский мрак” — это терминология из 2 Пет. 2:4, описывающая подобное, если не такое же, положение, как и то, в котором оказался богач: “Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания”. В Современном Переводе этот стих звучит так: “Ибо Бог не пощадил ангелов, которые грешили, и сослал их в подземелья Тартара, чтоб они оставались там до суда”. Словами “адский мрак” (2 Пет. 2:4) в Синодальной Библии переведено не слово геенна, которое означает вечное наказание, а форма греческого слова тартарос. Словом тартарос греки называли ту часть царства мертвых, где содержались и мучились нечестивые. Заметьте, что “суд” ещё не состоялся, и потому это пока промежуточное место до судного дня. Как я сказал, ситуация сходная (если не одинаковая) с той, в которой оказался богач.
Обратимся теперь к положению Лазаря; Библия его называет “лоно Авраамово”, потому что богач “увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его” (Лк. 16:23). Быть “на лоне” означало быть очень близко, тесно общаться. Лазарь явно испытывал счастье и покой. Таково состояние, в котором праведные ожидают суда.
Под словом “лоно Авраамово” мы понимаем “рай”. Это определение взято из кратковременного пребывания Самого Иисуса в царстве мёртвых. На кресте Он сказал разбойнику: “...ныне же будешь со Мною в раю” (Лк. 23:43). “Рай” — это “место удовольствий, или сад удовольствий”. Этим словом в Библии иногда называются небеса (см. Отк. 2:7) — но здесь иной случай, так как после короткого пребывания в раю Иисус сказал, что “ещё не восшёл к Отцу” (Ин. 20:17). В своей проповеди в день Пятидесятницы Пётр отметил, что, хотя тело Иисуса лежало в гробнице, Его дух был “в аду” (Деян. 2:31). Сопоставив Лк. 23:43 и Деян. 2:31, мы заключаем, что дух Иисуса был в той части ада, которую можно назвать “рай”. Логично допустить, что этот “рай” — то же, что и “лоно Авраамово”. Иными словами, оба эти выражения указывают на состояние умерших праведников — состояние, в котором они ожидают суда и которое исполнено покоя, счастья и чувства безопасности.
Так как есть два состояния, в которых можно ожидать суда, — одно покоя и безопасности, другое страха и мучения, — может возникнуть такой вопрос: “Но если праведники уже счастливы, а грешники уже мучаются, то какова цель судного дня?” Согласен, что наши попытки описать потустороннюю жизнь можно сравнить с той ситуацией, когда два неродившихся младенца рассуждают о жизни вне материнской утробы. Наши ответы всегда будут обнаруживать наше невежество. Однако некоторые комментарии по этому вопросу не помешают. Можно ответить так: судный день будет не столько днём определения виновности и невиновности, сколько днём вынесения приговора — когда милосердие и справедливость Бога будут продемонстрированы в полной мере.
Однако самый правильный ответ лежит, видимо, в понимании того, что, говоря о “муках” и “лоне Авраамовом”, мы говорим не о местах, а о состоянии. Где бы ни находилась неправедная душа, знание того, что в судный день она не будет найдена в книге жизни, делает её в процессе ожидания несчастной. Где бы ни находилась праведная душа, она будет знать, что в судный день Бог скажет ей: “Хорошо, добрый и верный раб!” (Мф. 25:21, 23) — и, ожидая, она будет счастлива.
Надеюсь, вам поможет и следующая иллюстрация. Представьте, что вас обвиняют в ужасном преступлении, и вы ждёте суда, ни капли не сомневаясь, что вердикт будет вынесен правильный. Если вы невиновны, вы будете полностью оправданы. С этой уверенностью вы можете ожидать суда в полном спокойствии. Но если вы виновны, то наверняка будете с содроганием представлять, что вас ждёт впереди. Этот пример далёк от совершенства, но он, по крайней мере, показывает два настроения, какие могут быть даже перед окончательным судом.
Кто-то может посмотреть на это описание и сказать: “А не напоминает ли это идею чистилища?” Вовсе нет. Вся концепция чистилища чужда Писанию. В Библии вы не найдёте даже такого слова. Учению о чистилище присуща та мысль, что от страдания (чистилище) душа может перейти к блаженству (небеса). Иначе говоря, эта доктрина учит, что человек может получить “второй шанс” после смерти. Авраам же сказал богачу: “...между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят” (Лк. 16:26). Библия учит, что после смерти никакого “второго шанса” нет:
• Откровение 2:10. Если человек “верен до смерти”, Господь даст ему “венец жизни”.
• 2 Коринфянам 5:10. “Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле: доброе или худое” — а не соответственно тому, что сделает для него кто-то другой после того, как он оставит своё тело.
• Иоанна 8:21. Если человек умрёт в своих грехах, он не сможет прийти туда, где Христос.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я попытался поделиться с вами тем, что я считаю ответом Библии на вопрос, где обретаются мёртвые. Это всё, что Богу было угодно открыть нам. И этим мы должны довольствоваться. В завершение позвольте сделать этот вопрос более практическим и более личным: где бы вы оказались, если бы умерли в следующие пять минут? Только это должно по-настоящему волновать вас.
Христос велит нам уверовать в Него (Ин. 8:24), покаяться в грехах (Лк. 13:3), исповедать веру в Него (Мф. 10:32) и погрузиться в воду для прощения наших грехов (Мк. 16:16; Деян. 2:38; Рим. 6:3-6). А затем всю оставшуюся жизнь мы каждый день должны ходить с Ним (Отк. 2:10). Нет ничего важнее этого!
См. также: ЧТО НАС ЖДЁТ ПОСЛЕ СМЕРТИ?