Найти в Дзене
Антон Владимиров

5 самых поэтических песен нового русского рока

Оглавление

Не один раз я говорил о том, что не признаю современный русский рок. Музыкально это в основном сырой и низкокачественный продукт, который не имеет никакого отношения к тому социальному явлению, которое дало нам Цоя, Шевчука, Кинчева, и других поэтов.

Виктор Цой
Виктор Цой

Да, новые лидеры порой даже собирают большие площадки, их опусы звучат в кино и на телевидении. Но уровень всего этого совсем другой. В 1991 году «тот самый» рок закончился. Начался рок новой эпохи — унитазов в «Сайгоне», истеричной коммерции, и почти полной деградации музыкального поколения в целом.

И всё же порой, очень редко, появляются какие-то песни, которые хоть как-то приближены к поэзии той эпохи. Я хотел бы рассказать о них.

«Ночные снайперы» — «Лети моя душа»

Великолепная баллада из кинофильма «Мы из будущего-2». Создать такую песню сегодня — задача почти невыполнимая. Потому что это, по сути, советская послевоенная песня, сродни «Журавлям» Гамзатова. Потому что утрачен и быт, и уровень, и идеология. Вероятно, «Душа» вполне могла бы быть исполнена Людмилой Зыкиной, или Екатериной Шавриной, и в этом воплощении не потеряла бы ровно ничего.

Мы из будущего.
Мы из будущего.

А вот вторая песня, которая играет во время титров, уже не такая удачная. Там чувствуется влияние современной музыкальной поэтики — злоупотребление абстракциями и символами, грубость метафор, размазанный сюжет.

«Земфира» — «Прости меня, моя любовь»

Честно, Земфиру не люблю, особенно в концертном исполнении. Мнение о нереальной гениальности госпожи ибн Талгат Рамазановой, и о том, что «Земфира — новый Цой» не разделяю. Но некоторый уровень за ней признаю, всё же она талантливая тётка.

Прости меня, моя любовь
Прости меня, моя любовь

Тем не менее. Мне кажется, что «Прости меня, моя любовь» — лучшая её песня. Именно самая лучшая. И она занимает достойное место среди лучших треков и современных групп, и нашего маленького топа.

«БИ-2» — «Зажигать»

Да бог с ним, с «Полковником». Хотя в своё время трек взорвал Интернеты. На самом деле, тогда их толком ещё и не было. Но поэтически эта композиция явного намного сильнее и проникновеннее. Музыкально, думаю, всё одно.

Зажигать
Зажигать

У «БИ-2» вообще немало удачных песен, но группа после первой популярности почти сразу пошла в разнос — это чувствуется по альбомам типа «Мяу kiss me». Где и название, и содержание уже отсылает нас к брит-попу, коммерческому року и конвейерной продукции. Хотя... После этого альбома они выпустили много интересного. Трек находится в списке песен для одного моего проекта — кинофильма. Это история о двух девушках, подругах-старшеклассницах, которая начинается в середине девяностых, а заканчивается в наши дни. Останется ли трек в списке, какие песни там ещё будут, и когда будет снята эта картина — неизвестно. Сейчас мы занимаемся намного более простым, но интересным проектом, фильмом про Виктора Цоя.

«Сплин» — «Бонни и Клайд»

Сплин тоже не люблю. Главным образом за слащавый голос Васильева, бестолковую музыку, и вообще... Но за эту песню можно простить всё. Не сказать даже, что она обладает какими-то выдающимися поэтическими достоинства (хотя они немалые). Прекрасна мелодия — щемящая, плавная, с ненавязчивой мягкой синтетикой. Завораживает и сюжет, и картинка из сильной и интересной постановки 1967 года с Уорреном Битти и Фей Данауэй.

Бонни и Клайд
Бонни и Клайд

Этот трек — явная отсылка к «КИНО». Как по исполнению, так и по построению, ибо концовка неиллюзорно напоминает таковую из «Легенды», и вся история имеет примерно такой же пафос.

«Скрижали» — «А мы не ангелы, парень»

Группа, неизвестная широким массам в принципе, дала такой качественный материал — вот что удивительно ! Многие даже не знают, что это песня не Люмена, который перепевал её ещё с какими-то музыкантами, с теми же БИ-2.

А мы не ангелы, парень
А мы не ангелы, парень

Но... Больше ничего примечательного, абсолютно ничего, в творчестве этой группы я не нашёл. А может, да и чёрт с ним, ведь написали же «Eagles» свой «Hotel California» ! А «Roxette» ? Да спроси любого, что он вспомнит, кроме «Sleeping in my car» ? Не говоря уже о «Europe» с их «The final countdown». Пускай, может, и останется эта песня на века, всё равно больше ничего интересного у них нет, а ?

Хотя стоп. На самом деле автор этой песни — ленинградский поэт и музыкант Алексей Пономарёв из группы «Восточный синдром», ныне уже не существующей.

Обидно как-то. Всякие моргенштерны, элджеи, какие-то жуткие примитивы выходят на площадки, собирают тысячи и тысячи. А у нас на всю страну нет даже захудалого альбомчика, состоящего из одних хитов на 82%, как бывало с «Алисой», «ДДТ» и «КИНО». Что же это такое, ребята ? Куда делись все поэты ?