Найти в Дзене
Записки не краеведа

В донских степях 2/4 Легенда об открытии целебного озера

⇦ предыдущая часть

Грузское соляное озеро находилось от нас верстах в тридцати; туда-то я и был отправлен для получения медицинской помощи. Вот вы въезжаете на шикарный двор, весь уставленный различными повозками: тарантасами, бланкардами и простыми дрогами. Заморенные лошади шагом везут вас мимо небольшого домика, обнесённого с двух сторон галереей. Под крышей этого домика висит выцветшая вывеска, на которой значится ″О. В. Д. (здесь же герб) Манычская Санитарная Станция″. На галерейке сидит в белом кителе военный доктор, который с первого взгляда поражает вас своим добродушием, ласковым обращением и сразу располагает в свою пользу. Он поспешно встаёт и провожает вас далее ″наверх″, как говорят здесь, ибо сама станция находится на горке. Там, по вашей просьбе, вам дают желаемый номер, в котором вы устраиваетесь. Как хотите. Станция состоит из ряда жилых зданий, предназначенных для размещения приезжих больных. Всех меблированных комнат здесь имеется 62; при них полагается прислуга от станции.

В начале сезона, который продолжается с 1 июня по 15 августа, а иногда и дольше, так же как и к концу, недостатка в номерах не ощущается. Но если вы прибудете туда в самый разгар сезона, то иногда трудно бывает достать себе удобное помещение, и приходится довольствоваться тем, какое дадут, пока не освободится какой-нибудь номер. Нынешний сезон особенно был многолюден: на станции бывало свыше 100 человек пациентов. Случалось и так, что номеров не хватало. Но добрый доктор не оставлял своих гостей без крова и радушно помещал их у себя в квартире или же в квартире смотрителя.

Читатель может спросить: ″Почему же не озаботятся о постройке новых номеров?″
- Нет, заботятся, - отвечу я, - и даже каждый год прибавляют постройки на деньги, полученные за лечение и помещение с больных. Войско, кроме отведённого участка под станцию, ничего не даёт и содержится она специально на эти деньги.

Станция пережила в этом году четырнадцатый сезон и такого стечения больных ещё не было. Что же это такое? Дело объясняется очень просто. Год от года слухи о чудесах целебного озера проникают в общество. По словам и по совету людей, получивших там исцеление, многие направляются туда и видят оправдание их слов на деле. Раньше многие и не знали о существовании этого озера, а некоторые не хотели и верить. Теперь же с каждым годом едут и едут, и станция всё растёт и растёт, и в настоящее время имеет уже вид маленького курорта. У местных обывателей существует такая легенда об открытии целебных свойств Грузского озера.

Заболела у калмыка лошадь, захромала она на одну ногу, совсем бедная извелась. Хотел он её уже прирезать на ″махан″, но вышло не так. Бродила лошадь по степи, да и забрела в озеро, в грязи которого завязла и не могла никак вылезть. Пролежала она так весь день. К вечеру калмык нашёл её и начал вытаскивать. Каково же было его удивление, когда лошадь встала ни в чём невредима и мелкой рысцой не хромая, побежала к кибитке. После этого, недолго думая, все больные калмыки стали пользоваться озером, придут, поваляются в грязи и здоровы!


С тех пор начали сюда стекаться калмыки, казаки и во главе с доктором располагались табором в своих кибитках около озера.
- Да как же вы, Иван Иванович, под открытым то небом, да ещё в дырявых кибитках жили? – удивляемся мы, бывало, рассказу доктора.
- Э, да где наше не пропадало! – отвечал он шутливо. – Было дело – и нам доставалось, да ведь всё Бог. На наше счастье, погода стояла хорошая. Примешь грязевую, закутаешься и лежишь себе в кибитке, потеешь…
Но вот появляются первые саманные постройки, а тот домик, где теперь живёт доктор, служил прежде курзалом, где, кроме того, помещалось ещё четыре номера.
- В тесноте, да не в обиде жили мы, - продолжал рассказывать нам доктор про первое житьё.

Теперь уже вместо двух-трёх домиков красуется здесь целая группа построек, окружённых со всех сторон лесными насаждениями, причём всё это представляет как бы оазис среди необъятной однообразной степи. В прошлом году выстроен новый каменный корпус наподобие гостиницы, вмещающий в себе 24 однокомнатных номера.
Но, к сожалению, он неудобен. Номера отделяются друг от друга тонкими деревянными перегородками, сквозь которые всё слышно, что делается в соседнем номере. А вследствие плохой вентиляции в коридорах часто бывают сквозняки, предотвратить которые бывает трудно, ибо одному желателен приток свежего воздуха, тогда как другому только что принявшему ванну, это вредно, да и из соседних номеров подчас поддувает в щели. Но это неудобство вознаграждается удобством в отношении прислуги. В каждом номере есть электрический звонок, и прислуга неотлучно находится в коридоре. Есть более удобные номера – это деревянные домики обложенные кирпичами. Снаружи они очень весёленькие, приветливые и имеют вид каменных построек. В каждом таком домике четыре номера, а в номере две светлых комнаты, сенцы и отдельное крыльцо балкончиком. Для семейных – это прекрасные номера. Зато относительно прислуги здесь маленькое затруднение: если она уйдёт в другой номер, то, за неимением звонка, остаётся или ожидать, или же идти её разыскивать.
Всё-таки эти номера всем нравятся и их охотно разбирают. Желательно таких номеров побольше. Уцелели и прежние саманные домики, но в них слишком душно.

⇦ предыдущая часть | продолжение ⇨

Навигатор Сальский округ

Озера
3391 интересуется