Найти в Дзене
AUTOMPS

Ассистенты водителя могут уставать!

В таком потоке машин все ли водители сами рулят или кто-то положился на ассистента, а тот... "уснул".
В таком потоке машин все ли водители сами рулят или кто-то положился на ассистента, а тот... "уснул".

В каждом нашем тесте мы оцениваем полезные электронные ассистенты, например, адаптивный круиз-контроль, систему удержания в полосе, распознавание знаков и автоматическое ограничение скорости… Их в современных автомобилях становится все больше,и мы привыкаем на них полагаться. В то же время уже не редкость, когда такая электроника встречается и на машинах 5 – 10 летнего возраста и специалисты немецкого TÜV Rheinland и британской Transport Research Laboratory (TRL) провели целое исследование на тему: а не «устают» ли электронные помощники с годами? Результаты удивляют!

Но сначала немного шокирующей статистики. По оценкам исследователей в 2029 году на дорогах ЕС может произойти около 790 000 аварийных ситуаций, связанных со сбоями систем удержания на полосе движения! Чтобы придти к такой оценке пришлось изучить, как влияют на работу Lane Keeping Assistants естественный износ компонентов, сбой калибровки видеокамер при заменах лобовых стекол, повреждения при ДТП. Все эти вероятные сценарии были проверены в ходе тестовых заездов на специально оборудованных полигонах.

„Электронные ассистенты порой спасают наши жизни, поэтому вполне оправданно, что с будущего года целый ряд из них станет обязательным к установке на все автомобили в ЕС. В частности, системы удерживания в полосе движения, парктроники, автоматическое аварийное торможение», – говорит д-р Матиас Шуберт, исполнительный вице-президент TÜV Rheinland. Однако, по его словам, мало что известно, как влияют на их функциональность ДТП, неправильные ремонтные работы и естественное старение элементов. „Ассистенты должны надежно работать многие годы и теперь мы узнали, из-за чего, например, могут появиться сбои в системах удержания на полосе и к каким последствиям для безопасности движения эти сбои могут привести».

В рамках исследования специалисты TÜV Rheinland поездили на полигоне ZalaZONE Automotive Proving Ground в Венгрии на модифицированном автомобиле с самым современным ассистентом удержания в полосе движения. Эксперты симулировали повреждения лобового стекла в зоне видеокамер, неправильную их калибровку при замене стекла и нарушения передачи потока данных во время движения. Далее, элементы системы были искусственно состарены. А в одном из сценариев были изменены настройки шасси.

Испытатели наблюдали случаи, когда из-за попадания камешков в зону объективов видеокамер ассистента, он прекращал работу, но при этом неожиданно вырубался, не подавая сигнала водителю!

Были также случаи пересечения разметки без предупреждения. А при прерывании потока данных происходил неожиданный рывок руля в нейтральное положение, который мог неприятно удивить (мягко говоря) водителя.

И вот тогда и могут возникнуть упомянутые выше аварийные ситуации. Как с ними справятся конкретные водители – неизвестно. И даже, если руль никуда не дернется, то водитель-то, положившись на ассистента, не столь сконцентрирован на управлении, а тот уже потерял разметку, и машина просто куда-то едет.

А закон больших чисел неумолим. В 2025 году в ЕС заменят лобовые стекла около 9,7 млн. авто с такими ассистентами. В 2019-м их было только 2 миллиона. Как эта замена проводилась, как юстировались камеры ассистентов – большой вопрос. Получается, что необходим периодический техосмотр, включающий оценку работоспособности и подобных систем, но к нему мало кто готов. Нет пока единой методики таких проверок.

Средний же возраст автопарка в Германии составляет 9,8 лет и постоянно растет.

Как и количество и уровень устанавливаемых ассистентов. Скоро пойдут и автопилоты, Думаете, они не будут «уставать» с годами? Наивные…