Мультимедиа-выставки вроде «Оживших полотен» Ван Гога, Дали, Босха и других художников всегда пользуются популярностью и привлекают огромное число посетителей. Многократно увеличенные произведения, которые двигаются под музыку благодаря компьютерной графике, производят на зрителя более мощное впечатление, чем статичные картины в музеях. Хорошо это или плохо? В этой статье разбираемся в плюсах и минусах формата, узнаём о его истории и ищем золотую середину.
Кто придумал формат мультимедиа-выставок?
Хотя в Москве первая мультимедиа-выставка прошла только в 2014-м году, этот формат в мире не новый: мультимедиа-технологии начали использовать в Европе, Австралии и США еще в 1990-е годы. При этом вот уже 30 лет любители и противники выставок такого формата спорят: может ли он нести ценность и образовывать зрителя, или же это – всего лишь развлечение, которое уводит людей от ценности настоящего искусства, подменяя его компьютерным суррогатом?
Первой мультимедийной выставкой в России стала экспозиция «Ван Гог. Ожившие полотна», которая открылась в Центре дизайна ARTPLAY в 2014-м году. Бизнесмен Олег Маринин купил контент у австралийской компании Grand Exhibition. При этом австралийцы тоже заимствовали формат, у французов. Компания Carrières de Lumières показывает выставки «Ожившие полотна» с 2012-го года.
В России же подобного формата на тот момент не было, предприятие было довольно рискованным, но цель оправдала средства: сразу после открытия выставка побила все рекорды посещаемости. В Москве её посетили 200 000 человек, а в Санкт-Петербурге — 150 000.
Разумеется, после такого успеха очень быстро начали появляться новые проекты. Картины Сальвадора Дали, Иеронима Босха, Питера Брейгеля и других популярных художников были оцифрованы, многократно увеличены, дополнены музыкальным сопровождением и закадровым текстом с использованием архивных документов.
В чём проблема мультимедиа-выставок?
Мультимедиа-выставки подобны голливудскому блокбастеру, который вызывает яркие эмоции зрителя не за счёт сюжета, а при помощи спецэффектов. Когда мы приходим на мультимедиа-выставки, мы не можем оценить технику художника, реальный размер полотен, цветопередачу, композицию. Всё это создаёт неверное восприятие. К тому же, если после мультимедиа-экспозиции мы отправимся в музей любоваться оригиналами картин, они вряд ли произведут на нас такое же сильное впечатление, ведь в них уже не будет динамики, музыки и прочих элементов шоу.
Эту проблему обозначил ещё в 1936-м году немецкий философ и теоретик культуры Вальтер Беньямин в своём эссе «Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости». Он писал об особой ауре подлинников произведений искусства, которая полностью теряется, если судить о работе по репродукции.
К сожалению, современный зритель слишком привык воспринимать мир через средства мультимедиа. Экраны смартфонов заменяют для нас окружающую действительность и, вместо того чтобы рассматривать детали оригинальных произведений и восхищаться техникой и замыслом автора, мы охотнее отправимся на мультимедиа-выставку и будем выкладывать stories в Instagram. Таким образом, из-за популярности мультимедиа-выставок и развития клипового мышления у людей статичные двухмерные полотна больше не вызывают у нас таких сильных переживаний. Масла в огонь добавляет, конечно, реклама и маркетинг, завлекая зрителей громкими именами.
Зачем ходить на мультимедиа-выставки?
Посещение исключительно мультимедийных выставок мешает зрителю составить собственное впечатление о творчестве художников, ведь настоящего живого контакта с оригиналами произведений в этом случае не происходит.
При этом, несмотря на все минусы, существенные плюсы у формата всё же есть. К примеру, в случае с Иеронимом Босхом, картины которого не представлены в российских музеях, мультимедиа-выставки дают хоть какое-то представление о творчестве художника, с которым иной возможности познакомиться у российского зрителя нет. Кроме того, мультимедиа-выставки позволяют рассмотреть отдельные увеличенные элементы картин, тогда как в музеях это часто невозможно сделать из-за огромных очередей к оригиналам меньшего формата.
Также такие выставки отлично подходят для того, чтобы знакомить с искусством детей, которым зачастую бывает скучно в обычных музеях.
И, наконец, мультимедиа-выставки популяризуют искусство в целом, вызывая к нему повышенный интерес публики. Возможно, не каждый зритель отправится в дальнейшем в Эрмитаж или ГМИИ им. А.С. Пушкина, но всё же это лучше, чем совсем ничего.
Ходить или не ходить на мультимедиа-проекты — ваш выбор. Безусловно, искусство не стоит на месте, и современные технологии способны принести нам гораздо больше впечатлений. А ведь это и является целью посещения экспозиции.
Но, на наш взгляд, когда мы используем только мультимедиа-формат для знакомства с искусством, мы лишаем себя радости от встречи с оригиналами. Во всём нужна золотая середина. Технологии могут дополнять подлинники, но никогда не заменят их.
Именно поэтому четвертый год на Международном интерактивном фестивале современного искусства ARTLIFE мы используем технологии дополненной реальности, которые органично соединяются с оригиналами произведений. Так, порядка 10% от общего числа экспонатов выставки «оживают» при помощи мобильного приложения ARTLIFE.
Таким образом зритель становится не просто наблюдателем, но соучастником процесса. Статичная выставка приобретает интерактивный элемент, гости получают больше ярких впечатлений, при этом у каждого зрителя всегда есть выбор: рассмотреть оригинал картины или его «ожившую» компьютерную версию.
До встречи на ARTLIFE FEST 2021 в ЦВЗ «Манеж» с 25 по 31 октября!