Саксонская земля всегда была необычайно богата на самые разнообразные таланты. Не случайно столица Саксонии город Дрезден считается одной из культурных столиц Германии. В ГДР же Саксония была главным центром развития передовых направлений музыки и, несомненно, колыбелью восточно-германского прог-рока. Об одном из его «столпов» — группе Electra — мы уже вспоминали (ГДР-Рок. Часть 2. Дрезденские конкуренты.). Сегодняшний рассказ — о земляках и друзьях-соперниках «электриков» — ансамбле Lift.
В конце 60-х вокруг главного музыкального центра Дрездена — Высшей школы музыки имени Карла Марии фон Вебера — «вращалось» целое созвездие молодых амбициозных музыкантов, многие из которых в дальнейшем составили «золотой фонд» восточно-германского рока, выступая в группах Electra, Stern-Combo Meissen, Magdeburg, Lift… Среди прочих существовал и ансамбль c не очень оригинальным названием Dresden-Sextett. Коллектив играл традиционную танцевальную музыку с элементами соула, джаза, фанка и блюза и, помимо традиционной рОковой ритм-секции, включал в себя духовое трио и вокальную группу. Музыканты с успехом исполняли зарубежные и немецкие поп-стандарты (вот один из примеров — кавер на хит американцев The Turtles «Happy Together»:
Ютуб-канал Beatkiste70
потихоньку сочиняли сами, записывались на радио и даже успели выпустить в 1971 году на «Амиге» пластинку-миньон (вокалистка - Дина Страат (Dina Straat):
Ютуб-канал MushroomMachineClub
Лидерами команды были басист и клавишник Герхард Цахар (Gerhard Zachar), пианист Вольфганг Шеффлер (Wolfgang Scheffler) и флейтист-саксофонист Тиль Патцер (Till Patzer).
В начале 70-х в моду на Западе стал входить хард и арт-рок. В этом же направлении вслед за признанными лидерами в лице «электриков» постепенно двигались и дрезденские поп-музыканты. К 1973 году старое безликое название перестало удовлетворять Цахара и Ко (к тому же группа давно уже не была секстетом) и было заменено на короткое и звучное Lift. С новым именем команда действительно начала быстро подниматься. «Лифтеры» много концертировали, было записано несколько «сорокопяток», материал которых еще нес отпечаток прежних музыкальных концепций, но становился все более рОковым с уклоном в сторону прога. Вот номер «Skandal» с пластинки 1974 года, поет Кристина Уфхольц (Christine Ufholz):
Ютуб-канал Kari Perry
А вот, к примеру, песня «Mein Herz soll ein Wasser sein» (Пусть мое сердце будет водой), сочиненная на пару лет позже:
Параллельно видоизменялся и состав группы. Сначала исчезли девушки-вокалистки, затем духовая секция, оставив лишь Патцера. Много раз менялись вокалисты, среди которых мелькнул и Штефан Трепте (Stefan Trepte) из Electra, ушедший вскоре в Reform (Кстати, предшествующий номер — «Сердце» — принадлежит ему и известному поэту Курту Деммлеру). В конце концов к 1977 году состав «лифтеров» стабилизировался в лице Цахара, Шеффлера, Патцера, вокалиста Генри Пачольски (Henry Pacholski), еще одного клавишника Михаэля Хойбаха (Michael Heubach) и барабанщика Вертера Лозе (Werther Lohse) — единственного, кто остается в составе Lift до сих пор, хотя и в ином амплуа.
Именно в таком составе был записан первый одноименный с группой лонгплей команды, известный также как «Lift-I». Это был еще не прог-рок в чистом виде, но уже очень близко. На альбоме присутствовали как «классические» баллады, навсегда вошедшие в концертный репертуар группы, такие как «Wasser und Wein» (Вода и вино), «Jeden Abend» (Каждый вечер), или «Abendstunde, stille Stunde» (Вечерний час, тихий час):
так и «навороченные» арт-роковые номера, как «Ballade Vom Stein» (Баллада о камне), как раз балладой не являющаяся:
Ютуб-канал Alfredo Rodgers
Дебютник «лифтеров», несмотря на некоторую эклектичность и неоднородность, оказался безусловным успехом и продемонстрировал недюжинный потенциал группы. Естественно, музыканты стремились закрепить успех и вскоре засели за запись следующего «полнометражника», который оказался существенно более цельным и «проговым». Ключевыми номерами вышедшего в 1978 году альбома «Meeresfahrt» (Морское путешествие) были одноименный с релизом пятнадцатиминутный инструментальный эпик и тоже длинный и сложный номер «Tagesreise» (Однодневный рейс):
На записи приболевшего Лозе подменил новый ударник Франк-Эндрик Молл (Frank-Endrik Moll), который и отправился с группой в последующее концертное турне. Оставшийся не у дел Лозе же присоединился к землякам из Stern-Combo Meissen, где на только барабанил, но и пел. Как выяснилось в последствии, в этом был определенный знак судьбы…
Вскоре после выхода «Meeresfahrt», находясь на гастролях в Польше, музыканты Lift попадают в страшную автокатастрофу, которая стоила жизни Герхарду Цахару и Генри Пачольски. Серьезно пострадал в аварии и Михаэль Хойбах. Казалось бы от такого удара оправиться невозможно. Однако, здесь на сцену вновь возвращается Лозе, который убеждает оставшихся «лифтеров» продолжить работать вместе. При этом сам Вертер, по примеру коллеги по «барабанному цеху» Фила Коллинза, меняет палочки на микрофон и становится вокалистом и фронтменом группы. После годичной паузы музыканты возвращаются в студию и записывают сингл «Am Abend Mancher Tage» (Вечером несколько дней), посвященный ушедшим товарищам. Автором песни, ставшей в ГДР главным хитом 1980 года, был Вольфганг Шеффлер, текст написал известный поэт Йоахим Краузе. Номер этот до сих пор считается одной из главных «вершин» восточно-германского рока:
Ютуб-канал DieterThomasHit
После успеха сингла, «лифтеры» берутся за запись очередного лонгплея, основным автором на котором вновь, как и на «Путешествии», выступил Шеффлер. Альбом «Spiegelbild» (Отражение в зеркале) вышел в 1981 году и оказался самым сложным, «навороченным» и в то же время мрачновато-холодным в дискографии группы. Не случайно, помимо «Am Abend Mancher Tage» он не содержал ни одного запоминающегося хита, а построен был вокруг очередного прогового эпика «Vincent Van Gogh»:
Ютуб-канал Erica Jensen
В этих условиях Лозе, взявший бразды правления в свои руки, решает полностью изменить как музыкальное направление, так и состав группы. К тому же поклонники группы отмечали, что Лозе в своих вокальных партиях очень уж старался копировать покойника Пачольски, что придало релизам особенно мрачный мистический характер. В общем «Лифт» начал путь вниз. Не спасло ситуацию и возвращение к работе с группой Михаэля Хойбаха — вышедшая в 1984 году «сорокопятка» с парой его композиций осталась незамеченной.
Ютуб канал Lift – тема
В результате музыка вышедшего в 1987 году альбома «Nach Hause» (Домой) ничего общего с творчеством «оригинального» Lift не имела, представляя собой смесь монотонной «новой волны» и скучноватого поп-рока. Вспомнить на этом релизе по сути нечего, и тем более закономерен был его провал.
Почти десять лет про «лифтеров» ничего не было слышно, пока на волне возникшего в Германии во второй половине 90-х годов ностальгического интереса к «ост-року» группа под предводительством неутомимого Вертера Лозе не возобновила концертную деятельность со своим «классическим» репертуаром времен первых трех альбомов. Особенно удачным проектом стало воссоединение на одной сцене трех ведущих команд саксонского прога — Electra, Lift и Stern-Combo Meissen. Их совместные выступления были записаны и вышли в 1997 году на CD и DVD, продававшихся с большим успехом не только на востоке, но и на западе ФРГ. С тех пор такие концерты стали регулярными.
Ютуб-канал jaecky57
В 90-х и 2000-х «лифтеры» продолжили гастролировать и регулярно выпускали новые релизы — как разнообразные сборники, так и концертники, в том числе «Lift Unplagged», ставший одним из самых успешных в истории группы. Но неизменно со старым, проверенным материалом. Продолжает «Лифт», ведомый все тем же Вертером Лозе, свое неустанное движение и сейчас.
Автор заметки - МЮ.
#prog-rock
Предыдущие статьи:
ГДР-Рок. Часть 1. Звезда по имени Puhdys.
ГДР-Рок. Часть 2. Дрезденские конкуренты.
ГДР-Рок. Часть 3. Берлинский хард-1.
ГДР-Рок. Часть 4. Берлинский хард — продолжение.
ГДР-Рок. Часть 5. Берлинский металл.
ГДР-Рок. Часть 6. Karat — бриллиант в короне немецкого рока. Начало.
ГДР-Рок. Часть 7. Karat — бриллиант в короне немецкого рока. Продолжение.
ГДР-Рок. Часть 8. Karat — бриллиант в короне немецкого рока. Окончание.
ГДР-Рок. Часть 9. City — плоды немецко-болгарской дружбы
Продолжение следует.