Новая заметка о восточно-германской музыке от МЮ. Сегодня давно ожидаемый Karat.
Karat вместе с Puhdys и Electra, о которых мы уже рассказывали (см. ссылки внизу заметки), безусловно входит в «большую тройку» восточногерманских рок-групп. И если «электрики» составляли «пудисам» основную конкуренцию в 70-х годах, то в дальнейшем эту роль успешно играли «караты», иногда даже вырываясь вперед по популярности как в ГДР и ФРГ, так и у нас. Автору довелось побывать на концертах Karat на всех основных этапах развития группы (за исключением, пожалуй, самого первого), и впечатления от их великолепных песен, которые не требуют какого-то особого шоу, свежи до сих пор. Но обо всем по порядку.
Основателем Karat и формально, и юридически можно считать гитариста и вокалиста Герберта Драйлиха (Herbert Dreilich), который не только придумал это название, но и оформил на него авторские права. Уроженец Австрии, живший потом в Англии и ФРГ, Драйлих был одним из пионеров рок-музыки в ГДР. В самом начале 60-х он играл в ансамбле Райнхарда Лакоми, во второй половине десятилетия — в бит-группе The Music Stromers и квинтете Генри Котовски. С 1968 по 1969 год был участником самих Puhdys, где его сменил никто иной как Дитер Бирр. После этого, будучи студентом восточно-берлинского музыкального училища, выступал в составе группы Alexanders, где познакомился с клавишником Ульрихом «Эдом» Свиллмсом (Ulrich Ed Swillms) и басистом Хеннингом Процманном (Henning Protzmann). Закончив профессиональное музыкальное образование в 1971 году троица становится участниками весьма популярной в начале 70-х джаз-роковой команды Panta Rhei, которая, помимо прочего, известна тем, что в ней начинала будущая звезда немецкого рока Вероника Фишер. В 1975 году после распада «Панты» Герберт, Эд и Хеннинг решают играть более актуальную и жесткую нежели элитарный джаз-рок музыку и, пригласив вокалиста Ханса-Йоахима «Нойми» Нойманна (Hans-Joachim "Neumi" Neumann), барабанщика Конрада «Конни» Буркерта (Konrad "Conny" Burkert) и лидер-гитариста Ульриха Пексу (Ulrich Pexa) приступают к подготовке нового материала, а затем к записям и концертной деятельности. Вскоре первые песни новой группы, получившей с подачи Драйлиха название Karat, начинают крутить на радио. В том же году выходит первая «сорокопятка» команды «Leute, welch ein Tag» (Что за день, ребята!):
Одновременно продолжается поиск оптимального состава: через год Пексу и Буркерта меняют пришедшие из группы Хорста Крюгера гитарист Бернд Ремер (Bernd Römer) и ударник Михаэль Швандт (Michael Schwandt), которые играют в Karat и по сей день. Еще через год группу покидает Нойми, призванный в армию (в последующем он станет лидером успешной, но недолговечной команды Neumis Rock Circus). Основным вокалистом становится Драйлих, который с тех пор оставил за собой лишь акустическую гитару. Меняется и музыкальная ориентация «каратов» — от прямолинейного харда команда переходит к исполнению более сложного и одновременного спокойного материала, что во многом диктовалось вокальными данными Герберта.
В 1978 году подошло время выпуска дебютного лонгплея, названного просто «Karat». Пластинка получилась неровной и противоречивой. Прежде всего это связано с тем, что часть материала была записана еще в 1975-77 годах с вокалом Нойми. Некоторые песни, такие как «Das Monster», в которой впервые прозвучала гитара Ремера, даже уже успели побывать на верхних строчках национального хит-парада:
Ютуб-канал Alfredo Rodgers
Но на самом деле Karat был уже совсем другим. Новый стиль группы определяли такие номера как «König der Welt» (Властелин мира), навсегда занявший место в «золотом репертуаре» «каратов»:
Ютуб-канал KaratVEVO
Несмотря на отмеченные недостатки, альбом «Karat» был положительно отмечен критикой и неплохо продавался. Группа немедленно начала развивать успех в определившемся направлении. Для начала Свиллмс написал музыку к телефильму режиссера Ханса Вернера «Über sieben Brücken musst du gehn» (Ты должен пройти по семи мостам). заглавная песня из которого на стихи Гельмута Рихтера была выпущена как сингл и стала национальным и международным хитом (второе место в хит-параде ГДР за 1979 год, пятнадцатое в ФРГ годом позже, попадание в чарты в Австрии, Швейцарии, Голландии и даже Англии):
Ютуб-канал fritz5155
Успех был закреплен в самом конце 1978 года выпуском на «сорокопятке» нового очень удачного номера «Auf Den Meeren» (На морях):
Ютуб-канал marvin brucelee
Следующий год стал для группы поистине прорывным. Еще к концу прошлого года «караты» наладили творческое сотрудничество с поэтом и журналистом Норбертом Кайзером (Norbert Kaiser), надолго ставшим штатным текстовиком группы. (Тут надо заметить, что у немцев, равно как и у нас, текстам «серьезных» песен придается повышенное значение.) Именно Кайзер стал соавтором следующего большого хита Karat — «Albatros», музыка которого также принадлежит Свиллмсу:
Ютуб-канал Reniar Sdreeg
Этот трек вместе с двумя вышеупомянутыми хитами стал главными «гвоздями» вышедшего вскоре второго полноформатника группы, озаглавленного по одному из них «Über sieben Brücken» (По семи мостам). Тексты четырех из вошедших в альбом одиннадцати номеров принадлежат перу Кайзера, еще два являются инструментальными. На мой взгляд, именно эта пластинка является лучшей в дискографии группы. Помимо отмеченных треков, выдержанных в целом в одном ключе, на этом релизе присутствуют и более жесткие «гитарные» номера, такие как «Wenn das Schweigen bricht» (Когда нарушено молчание):
и приближенная к классике инструменталка «Musik Zu Einem Nichtexistierenden Film» (Музыка к несуществующему фильму — что-то мне это название напоминает...):
Осенью все того же 1979 года «караты» побывали с гастролями в Западном Берлине, где на них обратил внимание местный делец музыкального бизнеса Петер Шиммельпфенниг (ох уж эти немецкие фамилии...). Он предложил продвинуть «продукцию» Karat на западный рынок, прежде всего в ФРГ. Стороны ударили по рукам, и вскоре изданный компанией Петера Pool альбом «Albatros» поступил в продажу «по ту сторону берлинской стены». Релиз представлял собой тот же «Über sieben Brücken», на котором маловыразительный рок-н-ролл «He Mama» был заменен хитом с дебютника «König der Welt». Пластинка не осталась незамеченной, выдержала несколько переизданий, а зимой 1981 года даже попала в западногерманские чарты, продержавшись там семь недель. Особенно приглянулся западникам номер «Gewitterregen» (Грозовой ливень) с оригинальной гитарной партией, стилизованной под ситар:
Ютуб-канал TheLackmeyer
Заметно прибавило интереса западной публики к «каратам» то, что их песню про «мосты» в 1980 году включил в свой репертуар популярнейший в ФРГ исполнитель Петер Маффей (Peter Maffay):
Ютуб-канал fritz5128
Так или иначе, но «прорыв на Запад» был достигнут, что нимало помогло группе в дальнейшем, особенно в период «музыкального безвременья», наступившего для восточно-германских рокеров после исчезновения ГДР. Но об этом в другой раз…
Продолжение следует.
Предыдущие заметки:
ГДР-Рок. Часть 1. Звезда по имени Puhdys.
ГДР-Рок. Часть 2. Дрезденские конкуренты.
ГДР-Рок. Часть 3. Берлинский хард-1.
ГДР-Рок. Часть 4. Берлинский хард — продолжение.