Этот простой парень из Лация, внук крестьянина, командовал легионом в Британии, служил проконсулом в провинции Африка, подавлял восстание в Иудее. Широко известен афоризмом «деньги не пахнут», который изрек уже встав во главе империи. Ничто не предвещало такого итога: фортуна от души поглумилась над Веспасианом, прежде чем изволила погладить по голове.
Нерадивый эдил
Незнатному Веспасиану пришлось попотеть, чтобы получить высокую должность смотрителя порядка в Риме. Эдилы организовывали народные праздники, следили за состоянием домов и храмов, отвечали за чистоту улиц. Правил в то время жестокий, непредсказуемый Калигула; Веспасиан лез вон из кожи, чтобы угодить психопату. Но природные наклонности взяли свое: выходец из простонародья, да к тому же вояка, не отличался чистоплотностью. Улицы в Риме при нем убирали из рук вон плохо, хотя по ним прогуливались и сенаторы, и консулы, и сам Веспасиан, между прочим.
А однажды прогулялся Калигула. Проезжая по центру города, он увидел кучу мусора и рассвирепел. Мигом подбежал угодливый эдил; император тут же велел высыпать ему на голову всю горку нечистот (по другой версии Веспасиану напихали комьев грязи за пазуху). И нельзя сказать, что в этом случае Калигула чересчур погорячился.
Удивляет другое – как этот скорый на расправу тиран сохранил Веспасиану жизнь?
Спящий зритель
При императоре Клавдии Веспасиан покрыл себя воинской славой. Участвовал в покорении Британии, брал города, побеждал в сражениях. А потом к власти пришел Нерон, и его мать Агриппина добилась казни благодетеля Веспасиана – Нарцисса. Ходили слухи, что Агриппина намерена покончить и со всеми его сторонниками; тогда благоразумный Веспасиан убрался из Рима куда подальше. Агриппину по приказу Нерона скоро убили – наш герой снова у дел: проконсул Африки. А еще в составе делегации сенаторов сопровождает «сладкоголосого» императора в поездке по Греции. Нерон собирался покорить тамошнюю искушенную публику своим талантом певца.
Музыкальные состязания шли одно за другим; видимо, Веспасиан откровенно маялся со скуки. И произошло ужасное: пока Нерон услаждал слух поклонников, один дурак из его свиты заснул при всем честном народе. Скандал вышел тот еще, Нерон – такой же психопат, как и Калигула - в ярости прогнал Веспасиана от себя подальше. Снова тот трясся за свою жизнь. Опала, высылка. Однако разразилась Иудейская война, Веспасиана вспомнили как способного полководца и вытащили из захолустья.
«Ослятник» и скряга
Всю жизнь он мечтал разбогатеть, но злые обстоятельства нарушали планы. Веспасиан мог набить мошну еще во время службы в Африке - что-то помешало; ему пришлось вернуться ни с чем да вдобавок заложить имения. Сановник и военачальник подвизался на ниве торговли – выгодно сбывал мулов; занятие для человека его положения постыдное. Веспасиана на всех углах дразнили «ослятником». Опять позор и бесчестье.
Иудейская кампания вернула ему почет и уважение – а дальше понеслось: смерть Нерона, свержение одного за другим трех императоров в течение года, поддержка восточными легионами любимца армии, 60-летнего Веспасиана. Сенат признал того владыкой Рима. На склоне лет дождался.
Новый император правил умеренно, казнили при нем редко. Однако безмерные сребролюбие и скупость… Это, по словам Светония, «единственное, в чем его упрекали справедливо». Веспасиан обложил податями все, что мог, включая латриниумы (общественные туалеты). За такую алчность императора осудил даже его сын Тит. В ответ первый человек в Риме поднес к ноздрям отпрыска монету, спросил, воняет она или нет. Тит ответил честно. «А ведь это деньги с мочи» - ехидно заключил Веспасиан (так пересказал Светоний).
Часть историков оправдывает скрягу-императора: когда тот пришел к власти, казна была в плачевном состоянии. Но такое случалось не раз, и никто прежде не покушался на нужники. Думаю, в душе старик Веспасиан так и остался «ослятником» - небрезгливым, простецким мужланом с купеческой жилкой.
Автор - Марина Туманова