Найти в Дзене
Logrus IT Localization

Как запустить игру на китайском рынке?

Оглавление

Два самых прибыльных рынка для разработчиков игр — США и Китай. Но если выпуск продукта в Соединенных Штатах мало чем отличается от выхода на европейские и большинство других рынков, то с Китаем всё далеко не так просто.

К разработчикам предъявляются серьезные требования: от наличия китайского юридического лица или компании-партнера до соблюдения в играх целого списка правил цензуры.

Топ-10 стран по объему выручки в игровой индустрии в 2020 г.  по версии Newzoo
Топ-10 стран по объему выручки в игровой индустрии в 2020 г. по версии Newzoo

В 2018 году китайские власти выдали только 500 разрешений на издание зарубежных игр. Это число и близко не стоит с количеством местных продуктов, выпущенных на внутреннем рынке Поднебесной. Как разобраться в дебрях китайской юридической системы? Как войти в число счастливчиков, опубликовавших свою игру на самом прибыльном мировом рынке?

1. Найдите издателя

Первая проблема, с которой предстоит столкнуться при выходе на китайский рынок, — игру может выпустить только китайское юридическое лицо. Иностранные организации не имеют права лицензировать в Поднебесной онлайн-игры для ПК и мобильных устройств. Единственные компании-исключения, которым позволено работать на местном рынке, — это издатели Apple App Store и Steam. Если вы не готовы потягаться с ними объемами налоговых отчислений в китайский бюджет, самый простой выход — найти партнера, который зарегистрирует и опубликует вашу игру, а также будет заниматься маркетингом и дистрибуцией на местном рынке.

Правда, отдать за это придется ни много ни мало около 70% прибыли, и даже это после того, как местные магазины приложений заберут у вас половину денег с продаж. Тем не менее, именно этим путем идет большинство иностранных компаний, желающих получить доступ к рынку Китая. В их числе такие гиганты, как Ubisoft, сотрудничающий с местным Tencent, и Blizzard Entertainment, заключивший партнерство с NetEase для запуска World of Warcraft в Китае.

-2

Разные издатели специализируются на разных игровых жанрах и моделях монетизации. Кто-то работает только с F2P-продуктами, кто-то выпускает исключительно ARPG-игры. Например, Tap4Fun и Perfect World работают с MMORPG-проектами, а Cheetah Games — с казуальными играми.

По версии App Annie, в 2020 году в десятку ведущих китайских издателей входят:

  1. Tencent
  2. NetEase
  3. Baidu
  4. FunPlus
  5. Lilith Games
  6. IGG
  7. 37 Interactive
  8. Alibaba
  9. Zlongames
  10. IM30

2. Адаптируйте игру

Особенности китайского менталитета — лишь малая часть проблемы, с которой предстоит столкнуться при адаптации игры. Куда более специфичны требования Отдела пропаганды ЦК КПК (Коммунистической партии Китая), в котором вам предстоит пройти проверку перед изданием проекта на местном рынке. Для большей части западных разработчиков, принявших участие в исследовании Mobvista и GameAnalytics, именно соблюдение нормативных требований оказалось основным камнем преткновения при запуске мобильных игр в Китае.

-3

Вот лишь некоторые из правил, которым должен соответствовать ваш проект:

  • В игре не должно быть трупов, скелетов и луж крови. Если персонаж убит, он должен просто исчезнуть.
  • Игры должны содержать «правильную» информацию, касающуюся политики, права и истории Китая. Правительство призывает разработчиков помнить о социальных ценностях страны и пропагандировать ее традиционную историю и культуру.
  • Если в игре есть чаты, разработчики должны предусмотреть механизм проверки сообщений, выявляющий любые попытки пользователей «нарушить общественный порядок». Для этого потребуется создать форму оценки безопасности и подробное описание вашего проекта. Эта информация будет храниться в соответствующих государственных органах.

Адаптация игры — долгий процесс. Даже Blizzard Entertainment для перерисовки текстур World of Warcraft понадобились месяцы. Те же проблемы возникли и у Riot Games с League of Legends.

3. Добавьте игру в магазины приложений

Забудьте про привычные способы распространения. Если в большинстве стран для пользователей существует лишь два основных магазина мобильных приложений — Google Play и App Store, — в Китае ситуация обстоит совершенно иначе. Количество одних только магазинов приложений для Android, на долю которого здесь приходится почти 80% мобильных пользователей, исчисляется тремя сотнями.

Конечно, пытаться выпустить мобильную игру в каждом из них смысла нет — целых 50% рынка делят всего три платформы: Tencent My App, Huawei App Market и Oppo Software Store. Чтобы начать работать с ними, нужно открыть аккаунт разработчика на интересующей площадке и подготовить игру к публикации.

-4

Требования у магазинов в большинстве случаев совпадают — вам понадобится предоставить скан лицензии разработчика (软件著作权证明) и копию ICP-лицензии. В некоторых случаях также потребуется китайский ID, счет в местном банке и телефон для мобильной верификации.

У вас игра для ПК?

Тогда вас можно причислить к числу счастливчиков, которым необязательно адаптировать игру и даже искать местного издателя. До сих пор на протяжении нескольких лет излюбленной лазейкой разработчиков на местный рынок был Steam, неофициально доступный в стране. Всё закончилось с запуском альфа-версии адаптированного магазина Steam China в мае этого года. Теперь добавить игру на эту платформу будет далеко не так просто. Достаточно сказать, что вместо 300 тысяч наименований китайская версия выходит лишь с 40 играми.

Но у разработчиков есть и другая лазейка — Epic Games Store, вот уже год доступный пользователям из Китая. Выпуск игры на платформе не требует соблюдения местных требований, но есть и обратная сторона: «заблокировать» магазин могут так же внезапно, как и «открыли».

Единственный способ избежать рисков — пройти тернистый путь адаптации контента и выпустить игру на платформе WeGame, принадлежащей Tencent. Для этого вам не нужно искать китайского партнера, но потребуется получить лицензию ISBN и интегрировать в игру WeGame RAIL SDK.

4. Начинайте продвижение

В Китае другие не только магазины приложений, но и социальные медиа. Здесь вам придется иметь дело с непривычными для американских и европейских пользователей сервисами: Baidu, WeChat, Weibo и игровыми форумами Tieba, Tianya и Douban.

-5

При работе с ними рекомендуем учитывать две особенности:

  • Работайте от лица китайской компании. Неважно, ваше это юридическое лицо или партнера-издателя. При проверке рекламы модераторы намного лояльней относятся к местным организациям, чем к иностранным компаниям.
  • Найдите носителя языка. На китайском рынке отлично работает «сарафанное радио». Если ваша игра начнет становиться популярной, вы получите множество органических установок. Но для этого с вашими аккаунтами в соцмедиа должен работать специалист, отлично разбирающийся в местном рынке и его особенностях.

Чтобы разобраться со всем этим, потребуется время. Регистрация компании, поиск местных специалистов, не говоря уже об адаптации игры и прохождении проверки, — весь процесс может занять многие месяцы. Но вряд ли кто-то назовет это большой ценой за доступ к 640 миллионам геймеров, практически не имеющих возможности покупать игры за пределами внутреннего рынка страны.

Источник: Logrus IT