Интерес царя Петра I к оружию и военному делу обнаружился с детства. С этого момента возникла связь между этим увлечением юного царя и кремлевской Оружейной палатой. Для венценосного ребенка царские мастера создавали сперва игрушечное, потом настоящее, только уменьшенное по размерам оружие. Когда подросший Петр стал создавать свои потешные полки, ставшие затем основой русской гвардии - Преображенский и Семеновский - снабжать потешных солдат оружием стала так же Оружейная палата. Кроме того, Петр Алексеевич неоднократно сам приходил в хранилища царской казны и выбирал там для себя то оружие, что верой и правдой служило еще его отцу и старшему брату, царям Алексею Михайловичу и Федору Алексеевичу. В современном собрании сохранились редкие образцы оружия, которым в юном возрасте пользовался Петр I. Нам известны две пищали, на стволах которых написаны надписи о том, что они сделаны для царя Петра Алексеевича, небольшой по длине (как тогда говорили, «недомерок») сабельный клинок, скорее всего, от его потешной сабли. Дошла до нас драгоценная украшенная алмазами и золотом сабля, подаренная Петру в 1689 г. гетманом Украины И.С. Мазепой.
Надо отметить, что далеко не все русские цари участвовали в военных походах и выступали в качестве полководцев. До Петра I только два русских правителя сами вели на войну свои армии: Иван Грозный и Алексей Михайлович. Для Петра I самым авторитетным примером был его отец, царь Алексей Михайлович, лично водивший войска под Смоленск и Ригу во время войн с Польшей и Швецией. Император всегда стремился превзойти его достижения, в том числе и в ратном деле. Петр был не просто полководцем, он не только командовал войсками, но и, в случае необходимости, неоднократно лично сражался в первых рядах своих солдат, как это было в сражении под Полтавой.
В XVI-XVII вв., когда царь отправлялся в поход, придворными чинами составлялась особая роспись царских оружия и доспехов, которые монарх брал с собой из своего личного арсенала в Оружейнгой палате. До нас дошла опись похождной оружейной казны царя Алексея Михайловича, составленная в 1654 г., когда он участвовал в осаде Смоленска. К сожалению, от времени правления Петра I, хотя царь постоянно участвовал в военных кампаниях, до нас не дошли документы, фиксирующие какое оружие он брал с собой, отправляясь на эти войны. С большим трудом по обрывочным сведениям из архивных документов нам удается установить некоторые образцы оружия, о которых нам известно, что они были изготовлены для Петра I и он мог ими пользоваться в своих военных предприятиях.
Так, нам известна «сабля египетская», которую Петр сам лично выбрал для себя в Оружейной палате и пользовался ей длительное время. Неоднократно в свои походы царь брал палаш, который в документах называли «государевым походным тесаком». Его клинок хранит на себе следы постоянного использования, из документов мы знаем, что его неоднократно ремонтировали в Оружейной палате. Видимо, удобство и надежность палаша нравились Петру настолько, что он предпочитал постоянно ремонтировать его, но не менять на новый.
Большая группа оружия, связанного с Петром I, происходит из его излюбленной подмосковной резиденции - дворца в селе Преображенское. Там на стене в пиршественной зале была собрана так называемая «арматура» - композиция из развешенного оружия, собранного Петром за все время его правления. Оно имело самое разное происхожение. Часть турецких сабель и ружей, возможно, попала туда в качестве трофеев Азовских походов и войны с Турцией 1710-1713 гг. Шведское холодное и огнестрельное оружие появилось там в качестве трофеев Северной войны 1700-1721 гг. О некоторых из них, например, шпагах драбантов - личных телохранителей шведского колоря Карла XII - мы можем с уверенностью говорить, что они были захвачены на поле Полтавской баталии в 1709 г.
Часть русского оружия принадлежала непосредственно самому Петру I. На созданном в правление царя новом оружейном заводе в Олонце в 1717-1718 гг. по его личному заказу была изготовлена партия кортиков и шпаг «на парижский образец», часть из которых была в Преображенском дворце и сохранилась в современном музейном собрании.
Из Преображенского дворца пороисходят кавалерийские палаши, изготовленные для гайдуков (телохранителей) супруги Петра I, императрицы Екатерины I. Они использовались во время ее коронации в 1725 г.
Небольшое число оружия петровского времени, в том числе связанного с самим царем пришла в Оружейную палату из других музеев. Так в 1873 г. из Артиллерийского музея в Санкт-Петербурге в Оружейную палату поступила происходившая из гардероба Петра I олонецкая шпага с ножнами и портупеей.
Таким образом, в Музеях Московского Кремля сложилась большая группа оружия, связанного с личностью Петра I, его эпохой с ее победами русской армии и флота. Часть этих памятников представлена в экспозиции Оружейной палаты, другие редкие образцы петровского оружия постоянно участвуют в выставочных проектах музея.
Статья подготовлена по материалам ведущего научного сотрудника сектора оружия и конского убранства, кандидата исторических наук Василия Новоселова.