Ирина Годунова, кандидат биологических наук, почетный член ССЭР
28 июня Президент Национального исследовательского центра "Курчатовский институт" заявил, что генетики в его ведомстве, проанализировав геном 7 сортов, выяснили, что Красностоп Золотовский является прародителем основных испанских сортов.
"Мы сейчас впервые расшифровали семь геномов автохтонных сортов винограда". "Нам говорят, что у нас все (виноделие) чужое - это нам дали испанцы, это французы. Но, например основные испанские сорта - клоны нашего "Красностопа Золотовского". То есть первоначальный сорт - наш, а дальше появились испанские сорта", - добавил он.
Серьёзное заявление! Но тут же возникает масса вопросов.
Конечно, нам всем хочется иметь у себя настоящие автохтонные сорта, которые родились и сформировались на наших территориях. Но не надо забывать, что климатические условия на Дону и сейчас требуют укрытия лоз на зиму, а раньше - 5-6 веков назад, и подавно! Климат был гораздо более суровый и морозы зимой доходили до - 30 градусов. Трудно себе представить, что на Дону дикая лоза массово могла выживать без помощи человека и стать прародителем современных европейских сортов.
Ну не тот у нас климат! Хоть и принято к месту, и не к месту вспоминать про широту Бордо.
Есть прекрасное слово - «Стародавние» сорта. Те сорта, которые были привезены десятки лет назад, успешно адаптировались и существуют сейчас. К ним и относится Красностоп Золотовский.
Стародавние сорта у нас есть! Они очень самобытные и интересные! И когда мы научимся с ними работать, то будет чем гордиться! При этом совсем не обязательно делать громкие заявления и вносить смуту в неокрепшие головы, далеких от виноделия, людей.
Сейчас объясню почему я так думаю.
У меня есть два любимых автора, замечательные ученые и исследователи. Они жили в позапрошлом веке: один исследовал и писал в первой половине XIX века - Петр Кёппен, (1793-1864). «О виноделии и винной торговле в России. - Санкт-Петербург, 1832».
А другой, во второй половине XIX века - Михаил Константинович Баллас «Виноделие в России: (Ист.-стат. очерк), Ч. 1-6. - Санкт-Петербург: издание Департамента Земледелия, 1895-1903. - 6 т..».
Удивительные по насыщенности и информативности труды!
Когда что-то не понятно с нашей винной историей, они выручат и все объяснят. Поэтому, буду ссылаться на эти источники.
Начну с анализа формирования интереса к вину у населения России в разные века. Очень-очень-очень коротко, буквально самые знаковые вехи, которые помогут нам определиться с точками отсчета развития Донского виноградарства-виноделия.
Вольный краткий пересказ исследования Петра Кёппена «О виноделии и винной торговли в России». С-Пб., 1832 год.
Вина на Руси пили давно, но чужие, иноземные. Упоминание об этом есть в летописях в 906 году. Вполне возможно, это не единственное свидетельство.
Вино покупали у заезжих купцов и хранили в погребах.
С начала XVI века английские купцы привозили французские, итальянские и другие иноземные вина.
К концу столетия, чтобы упорядочить продажу, Борис Годунов разрешил купцам продавать вино, но только куфами (= 40 ведер, ведро =8,5 л (Киев), =12,5 л (Москва), не более мелким розливом. Это случилось в 1587 году.
То есть, на Руси к концу XVI века были знакомы с Греческими, Рейнскими, Французскими, Итальянскими, Испанскими и Венгерскими винами.
К слову сказать, в это время князья и вельможи вовсю употребляли вина из далекой Испании.
Позднее, стали завозить Португальские и Молдавские вина.
А с момента похода Миниха против турок (1737-38 гг.) произошло знакомство с Крымскими винами.
Во второй половине XVIII века уже сформировался активный спрос на вино.
С 1750 года постепенно была разрешена стаканная продажа.
То есть, вино привыкли пить не только вельможи, но и более широкая аудитория. Виноградное вино употребляли наряду с «хлебным».
В Ведомостях от Департамента Внешней Торговли упоминается, что с 1824 по 1829 гг в Россию завозилось ежегодно от 650 до 1млн. вёдер вина.
Если есть спрос на вино, то естественно, начальство должно было задуматься о выращивании винограда и о собственном производстве.
О необходимости посадки собственных виноградников упоминается в документах середины XVIвека. В 1547 году Царь Иоанн Васильевич приказал доставить в Москву 125 человек разных специальностей, в том числе и садовника для выращивания винограда. Но доехали ли они до России, история умалчивает.
Через сто лет, в 1640 году жители Астрахани озаботились посадкой виноградных садов и выписали специалиста из Германии.
Другое свидетельство: в летописях от 1656 года рассказывается, что персидскими купцами в Астрахань были завезены лозы. Они были отданы монаху, австрийскому уроженцу, который и посадил их на территории монастыря.
Очень много для становления на Руси виноделия сделал Пётр Первый.
По свидетельству академика Михаила Балласа, начало виноградарства-виноделия на Дону связывают с посещением донских поселений Петром Первым. В период с 1706 по 1722 годы по его приказу были завезены лозы из разных винодельческих регионов: из Астрахани, Франции, Венгрии, Германии (Рейна).
В комплекте были выписаны иностранные специалисты, которые учили местное население сажать, ухаживать за лозами и выделывать вино.
В царствование Елизаветы Петровны (около 1740 года) историки отмечают, что на Дону, в Астрахани, в Кизляре уже есть виноградники, а значит и виноделие. Кроме этого, виноград ели в чистом виде и отправляли его в Москву.
Кизлярцы в 1750 годах завозили лозы из Персии, Дербента и Кавказских гор.
В 1756 году была напечатана первая рукопись о разведении винограда в России. В ней отмечается, что это новый для россиян промысел, но вполне перспективный.
В немецких колониях дело шло веселее, у них был опыт и необходимые знания.
По свидетельству Петра Си́мона Палла́са (нем. Peter Simon Pállas) в 1772 году на Дону, в немецких поселениях производили заметное количество вполне качественного вина, лучше Астраханского.
Причём, отмечается, что качество вина лучше, потому, что донские виноградники не поливали!
И немцы были не единственными, кто продвигал и участвовал в становлении будущего российского виноделия. Греческие и армянские колонии несли свою винную культуру и сажали свои сорта винограда.
Виноделие развивалось и в заметках от конца XVIII, начала XIX веков уже есть упоминание о том, что на ярмарках торговали Русским вином, но в гораздо меньших объемах, чем иноземным. То есть, количество производимого вина позволяло выставлять его на продажу, а не только выпивать весь урожай самим.
Следующая веха: в 1811 году Начальство Донского Войска озаботилось низким качеством вина и стало принимать меры для его улучшения. Начали с поиска иностранных специалистов. За 8 лет было предпринято несколько попыток, не всегда удачных, да и казна не могла себе позволить долго содержать иноземных виноделов.
В результате, чиновники обратились к бизнесу. Чтобы собрать деньги и отправить четырёх человек на два года на обучение в Шампань и Бургундию.
Следующий этап - война с Францией.
Возвращаясь с войны, казаки привозили с собой чубуки лучших лоз.
Трудно представить себе, что возможна обратная ситуация, и казаки, идя на войну, брали с собой посадочный материал со своих виноградников для посадки на чужбине. И смешно, и грустно.
А вот выдержки из более позднего 6-ти томного издания академика Михаила Балласа «Виноделие в России. Историко-статистический очерк» Часть 1, С-Пб., 1895 год.
Взгляд знающего специалиста на историю появления виноградной лозы на Дону.
В низовьях Дона были найдены археологические свидетельства, что в VII-VI веках до н.э. генуэзцы возделывали лозу и производили вино. Причём, и тогда уже лозы закапывали на зиму.
Потом был перерыв и надолго, на века.
В XIII-XV веках тоже есть упоминания о жизни генуэзцев в соседстве с лозой.
В более поздний период Дон стал заселяться вольными казаками, но был не под контролем Правительства.
М. Баллас, следом за П.Кеппеном, тоже отмечает, что с конца 1760 годов виноградники уже занимали существенную территорию, но качество вина оставляло желать лучшего.
В 70-х годах в этих местах стали селиться греки. Они скупали виноградники и учили местное население приемам виноделия. Качество вина стало постепенно расти, и к началу XIX века с Дона в Москву стали поставлять просто виноград и вино.
Игристые в России производились в то время только на Дону, но качество было низким, поэтому, с берегов Рейна были приглашены специалисты. Контракт был на 10 лет, их работа оплачивалась из войсковых средств. Они достигли ощутимого прогресса, но перебои с финансированием были причиной закрытия проекта.
Пребывание немцев не осталось незамеченным - они успели научить местных виноделов современным приемам виноделия.
А вот любопытная цитата, перекликается с нашей действительностью
С 1821 по 1840 годы виноделия Дона испытывает подъем. Причём, наибольшим успехом пользуются шипучие вина, их производится до 2/3 от всего количества.
В 1826 году в Донском винодельческом районе насчитывается 12450 виноградников!
Но после 1842 года наступает резкий спад, вызванный многими причинами.
Спады и восстановления наблюдались неоднократно и были связаны не только с экономическими и политическими причинами, но в большинстве случаев они были вызваны климатическими условиями. Лозы необходимо закрывать/зарывать на зиму, частые возвратные заморозки, засуха, не все выбранные под виноградники места, действительно подходят для выращивания винограда - серьезные трудности, которые чрезвычайно усложняют производство вина.
То есть, без человеческого ухода лозы бы не выжили.
А что думает Михаил Баллас о сортах?
По свидетельству очевидцев лозы были в разное время завезены из Астрахани (в Астрахань тоже из Европы), из Западной Европы, Болгарии, Венгрии, из Крыма.
Сортовое разнообразие невелико, лучшими среди белых считался Пухляковский, а из красных сортов - Красностопный. Название - отражение внешнего вида грозди. У ягоды красный черешок.
Восстановим знаковые события становления виноделия на Дону.
1. Россияне стали активно употреблять привозное вино с начала XVI века. Сначала знать, потом обычные люди. В результате был сформирован спрос. Но своих виноградников еще не было.
2. С середины XVI века предпринимаются усилия, чтобы начать самим выращивать виноград и производить вино.
3. Не с первой попытки, но с середины XVII века из Европы стали завозиться лозы и разбиваться виноградники.
4. Во второй половине XVIII века историки отмечают вполне достойное качество Донского вина.
Теперь о генетике.
Наша гордость, уникальный ученый, генетик, географ, селекционер и пр., академик Николай Иванович Вавилов (1926 г.) писал: «Область наибольшего разнообразия форм вида сосредоточено в районах непосредственного происхождения данного вида».
То есть, там где больше всего клонов, там и есть родина растения.
Чем старше сорт, тем больше клонов.
А теперь поговорим об «основных испанских сортах», как было сказано в заявлении. И будем помнить, что лоза возделывается человеком и размножается вегетативно (без изменения генома материнского растения), поэтому источником разнообразия являются случайные скрещивания, соматические и другие мутации, а еще целенаправленная селекция. И на все это нужны сотни лет.
Выдержки из книги Jancis Robinson, Julia Harding, Jose Vouillanoz «Wine Grapes», 2012:
Tempranillo.
Наибольшее количество клонов зафиксировано в Испании.
В XIII веке похожий сорт упоминается в летописях в Рибейро-дель-Дуэро.
Есть свидетельство, что в 1513 году под именем «Aragones», описывался все же Темпранилье. Но это не точно, возможно, что речь шла о Garnacha.
В данном случае, важен сам факт осознанного существования этих сортов в начале XVI века.
Но абсолютно достоверно, что о сорте было рассказано в рукописях в 1807 году.
Вероятная родина - Риоха и Наварра. В тех пор сорт расселился на большой территории. и в результате многочисленных мутаций и адаптаций появилось огромное количество клонов, причем в каждой местности виноградари называли его по-своему.
Например:
В Испании: в Castilla-la Mancha - Tinto de Toro, Tinto del Pais,
В Catalunya - Ull de Llebre.
В Португалии: в Douro - Tinta Roriz, в Alentejo - Araganez.
В Италии: Toscana и Basilicata - Malvasia Nera di Basilicata, Malvasia Nera di Brindisi.
И так далее. Кстати, есть белая разновидность, которая вызвана мутацией гена, отвечающего за формирование антоцианов.
Еще один известный испанский сорт, который под разными именами встречается в разных странах.
Garnacha в Испании.
Grenache во Франции.
Cannonau в Италии. Список длинный.
Первое упоминание об этом сорте отмечено в 1348 году.
Встречаются все три цвета: белый, серый, чёрный. Garnacha blanca и Garnacha Gris - мутации красного сорта, которые привели к появлению такого цветового разнообразия.
На рождение и расселение огромного количества клонов нужно время и соответствующие климатические условия, которые естественно были в Испании, Франции и Италии - тёплых и благоприятных для виноградарства регионах. А еще логистика, которая связана с перемещением паломников и купцов.
А теперь о нашем Красностопе.
Красностоп Золотовский впервые был описан в 1814 году. Известен 1 клон - Красностоп анапский.
То есть, даже по количеству клонов у Tempranillo и Garnacha, в сравнении с единственным у Красностопа, можно сказать о возрасте нашего сорта - он никак не мог быть прародителем этих испанских сортов. Это как дополнение к анализу исторических и экономических факторов.
Поэтому, даже такого поверхностного взгляда на происхождение Красностопа Золотовского достаточно, чтобы признать его нашим СТАРОДАВНИМ сортом. Его привезли, интродуцировали, и ему у нас понравилось.
Настоящие ответственные генетические исследования, со временем, покажут кто его родители и откуда он прибыл.
А пока мы будем его холить, лелеять и радоваться, что он растёт на нашей земле, что он с нами!