Текст: Галина Мумрикова
Мастерская художника Александра Калашникова в центре Санкт-Петербурга: типичный колодец, поднимаешься на самый верхний этаж – и вот ты уже и на месте. Тихо, уютно и чертовски музыкально. Саша любит музыку барокко и очень трепетно относится к качеству записи. Он не может показать все свои работы, что называется, «живьем», потому что это невозможно. В принципе почти невозможно. Только – на фото. Просто Александр работает по стеклу, делает витражи, панно и разнообразные композиции в интерьере дома – любого. Получается, для того, чтобы посмотреть конечный результат, надо заходить в чужие дома, которые, наверное, немножко и его: он же оставил в них частичку своей души. И это не лирика – это жизнь…
Творческая биография Александра обычно-типичная: сначала ПТУ при Ленинградском фарфоровом заводе (ЛФЗ), где он узнал про стекло все научился с ним работать. А уж потом и поступление в «Муху», которую благополучно и закончил по кафедре «Стекло и керамика». Вступил в Союз художников. Все и вправду типично.
Да и работа обычная для творца, который понимает технологические тонкости столь благородного декора как витраж…
Самые знаменитые витражи мира – их немало. Во Франции в соборах Руана, Реймса, Анже, в капелле Сент-Шапель, в Англии – в Йорке, Кентерберри, в Германии и т.д. Они связываются в сознании с чем-то высоким, ярким, недоступным, религиозным. Это уже история, к которой прикоснулись, как к чему-то далекому, посмотрели, восхитились – и пошли дальше.
А современный витраж требует нового видения. Для кого-то – чуток прикрыть пластик, где-то надо внести штрихи, завесить окно зеленью, придумать какие-то сказочные картинки и «нарисовать» несуществующий балкончик, абстрактно отразив на стене суть того, что есть внутри. Задачи разные – подход всегда одинаковый (ответственный, с любовью) и всегда как в первый раз. Есть пространство, большое или маленькое, и его надо заполнить музыкой цветных стекол, чтобы они, заиграв, создали нечто изысканное и обыденное одновременно, мимо чего мы проходим порой ежедневно и уже не замечаем.
Хотя, конечно, трудно не заметить витраж в технике Тиффани. Все знают, что Тиффани – всемирно известный ювелирный бренд. Это так. Но сын «короля бриллиантов» Луи Комфор Тиффани стал в свое время как раз-таки стекольным дизайнером. Его ар-нуво с волнистыми линиями и изысканными орнаментами впечатляет. Но не меньше впечатляют и нынешние витражи Александра Калашникова, выполненные в техники Тиффани, нежные, цветочные, фантазийные, уносящие нас в начало XX века, когда всем, как и сейчас, хотелось чего-то нового и красивого.
А еще я подсмотрела у Саши на окне витражную картинку с домиком и деревцами, висящую на цепочке, которую так и захотелось унести с собой. За решеткой окна – обычный для Питера пейзаж, а на окне хрупкий стекольный домик, в который невозможно заглянуть, но который придумал и построил Александр Калашников.
#искусство#декоративно-прикладное искусство#художник Александр Калашников#интерьер