Аспазия Милетская (примерно 470 - 410 г. до н. э.) Была одной из самых влиятельных женщин во всей Греции. Она была женщиной большой мудрости и убедительности, оказавшей огромное влияние на писателей, мыслителей и лидеров своего времени.
О ней мало что известно, кроме того, что она родилась в греческом городе Милет, была писателем и управляла салоном в Афинах c. 450 - ок. 428 г. до н. Э. Многие ученые считают, что это не ее настоящее имя.
Так как она считалась посторонней, поскольку родилась не в Афинах, ей не разрешалось выходить замуж за гражданина Афин. Также ей приходилось платить дополнительные налоги, чтобы жить в Афинах.
Однако афинская политика в отношении поведения женщин не ограничивала ее. Бывший правитель Афин, генерал и оратор Перикл развелся со своей супругой ради Аспазии. У них вне брака родился сын Перикл Младший. Она учила мужчин и женщин и жила независимо, не ограничиваясь ни в чем.
Известные писатели с древних времен, такие как Аристофан (460 - 380 г. до н. э.), Платон (428–348 г. до н. э.) и Плутарх (45 - 120 г. н. э.) называли ее женщина большой силы и красноречия. Она воспринималась как властная женщина, особенно когда дело касалось мужчин. В литературных произведениях Уолтера Сэвиджа Ландора (1775–1864) и Гертруды Атертон (1857–1948) Аспазия рассматривалась как романтическая богиня Афин V века.
Плутарх восхваляет достижения Перикла, но возлагает вину за его ошибки на Аспазию.
Аспазия помогла получить высшее образование в Афинах, превзойдя границы женских ограничений, поскольку по традиции обучаться и получать образование могли только мальчики. Она создала известную женскую школу и салон, получивший признание публики. Она была независимой женщиной, не боялась высказывать свое мнение о происходящих в Афинах событиях. Среди ее преданных сторонников были философ Сократ, оратор Цицерон, учитель Платон, историк Ксенофонт, писатель Афиней и, конечно же, ее гражданский муж, государственный деятель и генерал Перикл.
Хотя Аспазия не написала ничего, что действительно выделялось бы, многие великие философы и политики вместе с женами собирались в салоне Аспазии, чтобы насладиться ее речами и знаниями. Ораторское искусство, логика и манера ее общения оказало мощное влияние на философию и риторику Греции.
По сей день она признана выдающейся фигурой ввиду того факта, что она игнорировала ограничительную политику афинских властей в отношении женщин, которые считались гражданами второго сорта. Каждый момент своей жизни она жила в гармонии с греческим обществом и его идеалами, несмотря на то, что большинство мужчин за пределами Афин презирали ее. Она никогда не отвечала на нападки. Нередко Аспазию упоминали как влиятельное закулисное лицо в политике. Недруги называли ее "милетская изгнанница", а сатирики высмеивали, называя блудницей Перикла. Евполис изобразил Азпазию в комедии «Демес» обычной куртизанкой.
Последние годы жизни и обстоятельства смерти Аспазии Милетской неизвестны.
Что бы ни думали ее современники о такой женщине, имеющей такое большое влияние на мужчин, статус Аспасии как писательницы и учителя, похоже, остается безупречным.
Спасибо за внимание! Если вам понравилась статья, то ставьте лайки и пишите комментарии.