В прошлом году мы с Сергеем Дмитриевым выпустили онлайн курс, посвященный изучению Grasshopper. И, в рамках подготовки к этому курсу, записали несколько интервью с людьми, кто активно использует Grasshopper в своей практике. В ближайшее время я планирую опубликовать эти интервью здесь в этом блоге, и сегодня первая запись данного цикла - интервью с архитектором и преподавателем Петром Клименко.
Петр Клименко о себе: Архитектор. Учился профессии с огромным интересом, окончил ИАрхИ ЮФУ с красным дипломом, затем аспирантура. С 3D-моделированием работал уже около 20 лет, в самых разных программах (3D Max, Maya и др.). В 2014 году после воркшопа с архитекторами Zaha Hadid загорелся темой вычислительного проектирования и начал плотно работать в Rhino и Grasshopper.
Архитектор в современном мире — это и дизайнер, и инженер, и математик, и что наиболее характерно для нашего времени – «программист». Можно долго перечислять области знаний, осведомлённость в которых формирует прогрессивного архитектора, но действительно широчайшие возможности для архитекторов сегодня открылись благодаря цифровым технологиям и инструментам создания компьютерных алгоритмов. И вот именно такой компьютерный дизайн я продвигаю у себя в вузе, в регионе и России. Я специализируюсь в сфере компьютерного дизайна, цифрового изготовления и создания уникальных пространственных объектов. В моем портфолио есть проекты, реализованные на юге России и в Москве.
Работаю над созданием современных павильонов, инсталляций, разрабатываю концепции для новых архитектурных и дизайнерских проектов. Будучи экспертом в области генерации форм, имею богатый опыт в организации процесса изготовления и сборки реальных объектов, есть опыт работы с производственными роботами Kuka. У меня уже есть своя аудитория и ученики, такие же увлеченные, как и я.
*Некоторые из моих работ вы можете увидеть в Instagram. [instagram.com/apxutektop]
Продолжаю совершенствовать знания и навыки в этой области. Даже скажу больше – не вижу будущего в профессии без этого направления.
Помимо частной практики, работаю доцентом в Донском государственном техническом университете на кафедре Архитектура и помощником ректора ДГТУ по вопросам архитектуры и дизайна.
Ты занимаешься архитектурной практикой и преподаванием. Давай сначала поговорим про твою работу со студентами, что ты преподаешь и какие проекты студентам удаётся создавать в рамках твоих курсов, можешь показать несколько примеров?
Основная моя задача работы на кафедре в этом году – успешное развитие новой магистерской программы «Вычислительное архитектурное проектирование». Сейчас я преподаю магистрантам несколько дисциплин, связанных с вычислительными и цифровыми технологиями в архитектурном проектировании, руковожу их научными работами, диссертациями. С магистрантами всегда интересно работать, потому что ты не только передаешь свой накопленный опыт, но и тоже учишься, узнаешь новое, направляя ребят в их исследованиях.
К первому курсу магистратуры студенты архитекторы, зачастую уже знакомы с основными принципами и инструментами алгоритмического проектирования и с самого начала я стараюсь погрузить их в практические аспекты новейших методов и практик в архитектуре, дизайне и урбанистике. Большая часть нашей деятельности непосредственно связана с компьютерными вычислениями, работой с большими данными их интерпретацией и визуализацией.
В Ростове за последние годы проходило несколько воркшопов, связанных с параметрическим проектированием, которые ты организовывал. Что там происходило и каких результатов удалось достичь?
Воркшопы были, и еще будут, целенаправленно организованы для студентов. Ребята участвуют в них с большим интересом. Это воркшопы к научным фестивалям и другим мероприятиям ДГТУ, также я устраивал воркшопы в рамках занятий и вне их. Каждый раз результатом был арт-объект или маф, инсталляция или концептуальный предмет мебели. Сейчас большая часть работы архитектора ушла в цифровой виртуальный мир и ребятам не хватает работы с материалом, физического воплощения идей, таким образом в рамках воркшопа мы соединяем широкие возможности современного цифрового мира с физической реализацией задуманного.
Расскажи про свои проекты, я знаю, что процесс реализации некоторых из них был достаточно интересным. С какими сложностями приходится сталкиваться при реализации параметрических инсталляций и архитектурных объектов?
Так уж получается, что все проекты разные. Разные идеи, подходы к формообразованию, фабрикации и средства производства, но инструмент один – Grasshopper. Инструмент, который задействован на всех этапах: от поиска до сборки.
Один из наиболее интересных проектов, в котором мне удалось поучаствовать — это интерьер для ТВ программы «Квартирный вопрос» - я стал соавтором формообразования и технически реализовал арт-объект, скрывающий гардеробную.
Авторы программы назвали этот проект самым технически сложным из всех, которые у них были. И действительно, от задумки до реализации - это был неизведанный путь и дерзкий вызов. При проектировании арт-объекта применялись генеративные методы, позволившие создать виртуальную модель твёрдотельного объекта похожего на развивающуюся ткань, который, удивительно, но имеет вполне себе строгое математическое описание, которое в свою очередь позволило в дальнейшем произвести точную физическую модель с помощью робота KUKA из пенополистирола. Полностью автоматизировать процесс производства не получилось из-за сжатых сроков, и покрытие специальным армирующим составом и «металлизация» были осуществлены уже руками мастеров. Арт-объект стал концептуальным центром и смыслообразующим элементом интерьера.
Еще один проект, который мне очень дорог – Инсталляция «Иггдрасиль» для нашей Донской государственной публичной библиотеки. Уникальный арт-объект стал результатом множества наработок и апробацией параметрических методов проектирования. Согласно замыслу, арт-объект должен был создавать новое настроение, вызывать новые ощущения в линейном, геометрически правильном, любимым многими ростовчанами пространстве Публичной библиотеки. Проект так бы и остался алгоритмом, если бы не мои друзья из параметрического сообщества SpotCamp. Узнав о планируемой инсталляции, ребята организовали сбор средств на производство. К сбору средств подключились ребята из Ростова, Екатеринбурга, Краснодара и др. городов. Также, финансовая и техническая поддержка была от ректора ДГТУ Бесариона Чохоевича Месхи. В сборке инсталляции с большим удовольствием участвовали студенты. 3 дня сборки пролетели быстро и очень весело!
Нам удалось создать жесткую бескаркасную оболочку двоякой кривизны по типу так называемой «минимальной поверхности». Легкая и при этом жесткая конструкция гармонично вписалась в интерьер библиотеки, привлекает взгляды и радует посетителей.
Почетным посетителем был и один из авторов данного курса, человек, который одним из первых финансово поддержал проект – Альберт Сумин.
С какими технологиями производства тебе довелось столкнуться и на какие нюансы при подготовке модели под производство стоит обратить внимание новичкам?
Следуя принципам параметризма, я стараюсь максимально продумывать все нюансы производства, работая еще над идеей. В мыслях пробежаться до воплощения и максимально приближенно к практике представить, как будут выглядеть все этапы и какие могут быть сложности. Ведь, если ты работаешь с цифровым проектом – у тебя вряд ли будет возможность что-то допилить или подстучать.
Так же как с алгоритмами, имея определенный опыт, ты сначала выстраиваешь весь алгоритм в голове и потом уже механически организуешь на холсте нужные ноды в необходимом порядке.
И еще, надо всегда все перепроверять. Если ты неправильно пронумеруешь детали – ты не сможешь их потом собрать, ошибка в одной ноде (узел алгоритма в Grasshopper, прим. ред.) может отправить все детали в брак. Как-то один раз на производстве на ламелях не отфрезеровали номера, пришлось писать отдельный алгоритм, который позволил сопоставить определенные характеристики ламели с ее номером. Тут можно дать еще один совет – очень редко оператору на производстве есть какое-то дело до твоих параметрических идей, эстетики и качества – главное уложиться в оговоренные погрешности. Ваши задачи все равно будут стараться уложить в рамки типовой для оператора задачи. Поэтому на производстве нужно в прямом смысле слова стоять над душой, так как вы даже не представляете какие косяки может «сгенерировать» этот оператор даже при подробно прописанном ТЗ.
Мне удалось поработать с совершенно разными инструментами цифрового производства: это режущие, фрезеровочные станки, роботы, 3д принтеры разных материалов. Что касается материалов - я работал с деревом, металлом, бетоном, пластиком и даже тканью.
У нас курс про алгоритмы, будет круто, если ты опишешь один из своих алгоритмов шаг за шагом, для тех, кто только учится работать в Grasshopper.
Ок. Ну давай возьмем ограждение из ламелей. Изначально, у меня было только положение уже существующих опор, используя которые как контрольные точки несложно получить плавную кривую. Выдавив кривую вверх, мы получим поверхность, по которой рандомно раскидываются точки. Соединив точки в кривые, мы получим волны, которые можно использовать как аттракторы и транслировать в объем. Далее кривую, по которой идет забор мы разбиваем перпендикулярными плоскостями – это и будут наши ламели. Определяем пересечения плоскостей с «волнами» - это будут острые выступающие края. Достраиваем контуры ламелей, делая их замкнутыми, после чего заливаем плоскостью и выдавливаем.