Во второй половине восьмидесятых в СССР хлынул поток западных фильмов. Фаворитами зрителей стали боевики, в которых герой-одиночка противостоит злу и спасает мир. На волне популярности таких картин появился и советский аналог — фильм «… По прозвищу „Зверь“» (1990).
Создал ленту режиссёр Александр Муратов. Он только-только соприкоснулся с темой преступности, выпустив в 1989 году детектив «Криминальный квартет», и решил снова пойти по тому же пути. К тому и материал попался подходящий — повесть писателя Виктора Доценко «Срок для Бешеного». Доценко же написал и сценарий. Позднее он создаст целую серию книг, главным героем в которых будет тот же персонаж. А откроет путь этому герою к читателям и зрителям фильм Александра Муратова. Вот такой чрезвычайно успешный симбиоз кино и литературы (такое, согласитесь, бывает не всегда).
Главную роль Муратов предложил актёру Дмитрию Певцову, молодому, но уже известному. Кинокарьера Певцова началась в 1986 году: его пригласила сняться сама Татьяна Лиознова. Правда, картина «Конец света с последующим симпозиумом» вышла настолько неудачной, что Лиознова сама настояла, чтобы её не показывали и сделала всё, чтобы копий не осталось. Второй работой для Дмитрия стала горьковская «Мать» режиссёра Глеба Панфилова, после которой его стали узнавать. А вот третий фильм, «Подземелье ведьм», сделал артиста любимцем аудитории, прежде всего женской:
спортивный красавец Певцов ничуть не уступал героям голливудских лент.
Кстати, спортивное прошлое очень помогло Дмитрию в работе с Муратовым: его персонаж регулярно дерётся на экране, и почти все эпизоды актёр отыграл сам, не прибегая к помощи каскадёров и знатоков боевых искусств. Бывший афганец Савелий Говорков, по несправедливому обвинению попавший в тюрьму, и сегодня остаётся одной из визитных карточек Дмитрия Певцова.
Фактически единственную женскую роль Муратов отдал Татьяне Скороходовой, актрисе не слишком известной, но очень яркой и фактурной.
У Татьяны на удивление метко получилось попасть в образ и внешне, и внутренне и сыграть типичную девушку-содержанку конца тех времён.
Что касается прочих персонажей, то Муратов определённо постарался на славу: это россыпь советских звёзд кино,
представители той самой старой школы, которая не позволяла им халтурить даже в небольших ролях.
И именно эти актёры и их первоклассная игра, пожалуй, самое большое достоинство картины «… По прозвищу „Зверь“». К слову, многие из них уже снялись в предыдущем фильме Муратова, «Криминальном квартете». Борис Щербаков, Юрий Назаров, Борис Клюев, Лев Прыгунов, Игорь Ясулович. А вот патриархи Армен Джигарханян, Евгений Евстигнеев, Владимир Самойлов работали с режиссёром впервые, но сыграли безупречно.
Всем им не впервой были примерять образы криминальных авторитетов, и все они были достоверны
(особенно, конечно, Евгений Евстигнеев и его письмом Горбачёву). А в небольшом эпизоде появился замечательный исполнитель Владимир Пицек, актёр-эпизодник, посвятивший кино почти 40 лет. Пицеку тогда было уже 75 лет и фильм стал его последней киноролью.
Когда «… По прозвищу „Зверь“» увидели зрители, большинство было в восторге. Несмотря на то, что
боевик делали в непростых условиях, когда страна разваливалась, а денег катастрофически не хватало, он вышел достойным и вполне мог составить конкуренцию заграничным фильмам.
Тем более что и темы в нём поднимались актуальные: русская мафия, засилье криминала, рэкет, передел собственности, бесчинствующие бандиты — всё это было на слуху, а многим и вовсе хорошо знакомо по собственной жизни.
Герой-заступник и спаситель нужен был всем, пусть даже и киношный.
Сейчас «… По прозвищу „Зверь“», конечно, уже не так актуален и популярен, на смену ему пришли ленты с впечатляющими спецэффектами и более запутанными и непредсказуемыми сюжетами. Но надо признать, что этот боевик — одно из светлых пятен перестроечного кино (если вообще уместно криминальный боевик считать светлым), который стоит посмотреть хотя бы ради блистательных советских актёров, уже, увы, ушедших от нас.
А вы считаете, что «… По прозвищу „Зверь“» — редкий образец перестроечного кино, за который не стыдно?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
«Маленькая Вера» — это ушедшие в прошлое грязь, мрак и уныние или по-прежнему яркая иллюстрация провинциальной жизни? Жаркий спор о фильме с автором блога Блог-монолог:
Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:
Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»:
Как Андрея Миронова дважды изваляли в грязи и нечистотах во время съёмок ленты «Мой друг Иван Лапшин» (раскрываем с автором блога Блог-монолог неожиданные подробности о закулисье фильма):
Как карате привело Римму Маркову в фильм «Родня» (обсуждаем культовую ленту Никиты Михалкова с автором блога Блог-монолог):
Почему Фаина Раневская так и не стала Черепахой Тортиллой:
Какая мистика творилась во время работы над «Неоконченной пьесой для механического пианино» (беседа с автором блога Блог-монолог об одноимённом фильме):