Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Редкий перестроечный фильм, за который не стыдно

Во второй половине восьмидесятых в СССР хлынул поток западных фильмов. Фаворитами зрителей стали боевики, в которых герой-одиночка противостоит злу и спасает мир. На волне популярности таких картин появился и советский аналог — фильм «… По прозвищу „Зверь“» (1990).

Кадр из фильма «… По прозвищу „Зверь“»
Кадр из фильма «… По прозвищу „Зверь“»

Создал ленту режиссёр Александр Муратов. Он только-только соприкоснулся с темой преступности, выпустив в 1989 году детектив «Криминальный квартет», и решил снова пойти по тому же пути. К тому и материал попался подходящий — повесть писателя Виктора Доценко «Срок для Бешеного». Доценко же написал и сценарий. Позднее он создаст целую серию книг, главным героем в которых будет тот же персонаж. А откроет путь этому герою к читателям и зрителям фильм Александра Муратова. Вот такой чрезвычайно успешный симбиоз кино и литературы (такое, согласитесь, бывает не всегда).

Главную роль Муратов предложил актёру Дмитрию Певцову, молодому, но уже известному. Кинокарьера Певцова началась в 1986 году: его пригласила сняться сама Татьяна Лиознова. Правда, картина «Конец света с последующим симпозиумом» вышла настолько неудачной, что Лиознова сама настояла, чтобы её не показывали и сделала всё, чтобы копий не осталось. Второй работой для Дмитрия стала горьковская «Мать» режиссёра Глеба Панфилова, после которой его стали узнавать. А вот третий фильм, «Подземелье ведьм», сделал артиста любимцем аудитории, прежде всего женской:

спортивный красавец Певцов ничуть не уступал героям голливудских лент.

Кстати, спортивное прошлое очень помогло Дмитрию в работе с Муратовым: его персонаж регулярно дерётся на экране, и почти все эпизоды актёр отыграл сам, не прибегая к помощи каскадёров и знатоков боевых искусств. Бывший афганец Савелий Говорков, по несправедливому обвинению попавший в тюрьму, и сегодня остаётся одной из визитных карточек Дмитрия Певцова.

Фото со съёмок. Дмитрий Певцов
Фото со съёмок. Дмитрий Певцов

Фактически единственную женскую роль Муратов отдал Татьяне Скороходовой, актрисе не слишком известной, но очень яркой и фактурной.

У Татьяны на удивление метко получилось попасть в образ и внешне, и внутренне и сыграть типичную девушку-содержанку конца тех времён.

Что касается прочих персонажей, то Муратов определённо постарался на славу: это россыпь советских звёзд кино,

представители той самой старой школы, которая не позволяла им халтурить даже в небольших ролях.

И именно эти актёры и их первоклассная игра, пожалуй, самое большое достоинство картины «… По прозвищу „Зверь“». К слову, многие из них уже снялись в предыдущем фильме Муратова, «Криминальном квартете». Борис Щербаков, Юрий Назаров, Борис Клюев, Лев Прыгунов, Игорь Ясулович. А вот патриархи Армен Джигарханян, Евгений Евстигнеев, Владимир Самойлов работали с режиссёром впервые, но сыграли безупречно.

Всем им не впервой были примерять образы криминальных авторитетов, и все они были достоверны

(особенно, конечно, Евгений Евстигнеев и его письмом Горбачёву). А в небольшом эпизоде появился замечательный исполнитель Владимир Пицек, актёр-эпизодник, посвятивший кино почти 40 лет. Пицеку тогда было уже 75 лет и фильм стал его последней киноролью.

Когда «… По прозвищу „Зверь“» увидели зрители, большинство было в восторге. Несмотря на то, что

боевик делали в непростых условиях, когда страна разваливалась, а денег катастрофически не хватало, он вышел достойным и вполне мог составить конкуренцию заграничным фильмам.

Тем более что и темы в нём поднимались актуальные: русская мафия, засилье криминала, рэкет, передел собственности, бесчинствующие бандиты — всё это было на слуху, а многим и вовсе хорошо знакомо по собственной жизни.

Герой-заступник и спаситель нужен был всем, пусть даже и киношный.

Сейчас «… По прозвищу „Зверь“», конечно, уже не так актуален и популярен, на смену ему пришли ленты с впечатляющими спецэффектами и более запутанными и непредсказуемыми сюжетами. Но надо признать, что этот боевик — одно из светлых пятен перестроечного кино (если вообще уместно криминальный боевик считать светлым), который стоит посмотреть хотя бы ради блистательных советских актёров, уже, увы, ушедших от нас.

А вы считаете, что «… По прозвищу „Зверь“» — редкий образец перестроечного кино, за который не стыдно?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-3

В новых выпусках:

«Маленькая Вера» — это ушедшие в прошлое грязь, мрак и уныние или по-прежнему яркая иллюстрация провинциальной жизни? Жаркий спор о фильме с автором блога Блог-монолог:

Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:

Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»:

Как Андрея Миронова дважды изваляли в грязи и нечистотах во время съёмок ленты «Мой друг Иван Лапшин» (раскрываем с автором блога Блог-монолог неожиданные подробности о закулисье фильма):

Как карате привело Римму Маркову в фильм «Родня» (обсуждаем культовую ленту Никиты Михалкова с автором блога Блог-монолог):

Почему Фаина Раневская так и не стала Черепахой Тортиллой:

Какая мистика творилась во время работы над «Неоконченной пьесой для механического пианино» (беседа с автором блога Блог-монолог об одноимённом фильме):