Фенриз из Darkthrone иронично называл чешскую группу Master’s Hammer «первым норвежским блэк-металом». Ну, в каждой шутке есть доля шутки - в 80-х, пожалуй, только Bathory были ближе к блэк-металу, чем Master’s Hammer.
«Pád modly» с альбома «Ritual», 1991
Master’s Hammer были образованы в 1987 году. Участники группы были вдохновлены музыкой таких формаций, как Venom, Hellhammer и уже упомянутых Bathory. В том же 87-м коллектив выпустил первую демку, «The Ritual Murder». Материал там был очень сырым, неопрятным, отвязным, укоренённым в трэш-метале, напоминающим первые работы перечисленных исполнителей.
В период с 1988-го по 1990-й появилось ещё несколько демок, «Finished», «The Mass» и «The Fall of Idol», а также концертник и сплит с другими чешскими андеграундными исполнителями, «Ultra Metal». Звучание Master’s Hammer стало более строгим и выверенным. Стилистически материал представлял собой нечто большее, чем сырой и озверевший трэш-метал, в гитарной работе зачастую прослеживались характерные блэк-металические риффы. Атмосфера стала мрачнее, настроение - величественнее.
«Přivítej smrt» с данного демо
В 1991 году вышел монументальный дебютник Master’s Hammer - «Ritual». На нём присутствовал перезаписанный и профессионально сведённый материал с демок. «Ритуал» создавал не столько ритуальную, сколько эпическую атмосферу. Последнее во многом достигалось при помощи умело задействованных клавишных. «Ritual» можно с лёгкостью сравнить с альбомом Bathory «Under the Sign of Black Mark» (1987), где тоже было продемонстрировано звучание, очень близкое к прижившемуся пониманию блэка, где также были успешно внедрены клавишные. Однако у Bathory материал более яростный и менее величественный, чем у чехов.
«Jáma pekel» с данного альбома
Клип на «Černá svatozář» с этого же опуса:
К своему второму полноформатному альбому, «Jilemnický Okultista» (1992), Master’s Hammer несколько сменили звучание. Музыка коллектива стала мелодичнее, что прослеживалось не только в гитарных партиях. На «Jilemnický Okultista» клавишные присутствуют в куда большем количестве, чем на предшествующем альбоме. Они исполнены в симфонической манере. На «Jilemnický Okultista» продемонстрирована этакая прото-версия симфоник-блэк-метала, в то время как первопроходцами стиля принято считать Emperor с их альбомом «In the Nightside Eclipse» (1994).
«Mezi kopci cesta je klikatá...» с данного альбома
Master’s Hammer с самого начала были не от мира сего. Конечно, другого нельзя ожидать от группы, играющей блэк-метал, но порой Master’s Hammer были какими-то не по-блэковому странными, о чём свидетельствует тот же клип на «Černá svatozář». Однако всё это были ещё цветочки по сравнению с третьим альбомом группы - «Šlágry» (1995). Там формация продемонстрировала экспериментальный материал, исполненный в откровенно гротескной манере, далёкой от метала и вообще стилистически классифицируемой с трудом.
«Půjdem spolu do Betléma» с данного альбома
После этого Master’s Hammer распались. В 2009-м они вернулись и стали стабильно выпускать экспериментальные альбомы уже с металической основой, пускай модерновой, имеющей мало общего с классическим блэк-металом и прежним звучанием Master’s Hammer. В 2020-м группа снова распалась. Но кто знает, может, лишь на время...
«Čerti» с альбома «Mantras», 2009
Можно по-разному относиться к средне-позднему творчеству Master’s Hammer, да и к раннему, в принципе, тоже, но неизменным остаётся тот факт, что в начале творческого пути Master’s Hammer были очень влиятельными. Их музыкой вдохновлялось большое количество исполнителей, в частности норвежских, сварганивших в начале 90-х классическое блэк-металическое звучание.