В Москве есть немало простых людей, не имеющих отношения к армии, но владеющих военной техникой, на которой они спокойно могут отправиться хоть на рынок за картошкой. С какими же сложностями сталкиваются владельцы таких машин в Москве? И как они их приобретают?
Неподалеку от метро «Юго-Западная» стоит ничем не примечательный крытый гараж, в котором припаркованы десятки машин. Одно из парковочных мест занимает «нечто», накрытое брезентом, — то ли грузовик, то ли исполинских размеров внедорожник. Но местных водителей не проведешь: они хорошо знают, что рядом с их хетчбэками и седанами спрятан... настоящий БТР-40, легкий советский бронетранспортер родом из 50-х годов прошлого века.
— Моя машина редкая, — говорит владелец БТР-40, москвич Алексей Морозов. — О ее покупке я мечтал долгие годы — и, как только появилась возможность, свою мечту воплотил в жизнь, купил бронетранспортер и своими силами восстановил его фактически из одного ржавого кузова.
«Броневик» Морозова — не пустой макет: владелец грозной машины может в любой момент сесть в него и отправиться по своим делам. Например, в магазин, как герой известной миниатюры Михаила Жванецкого. По закону он имеет на это полное право: по столичным дорогам может ездить техника шириной не больше 2,5 метра, и БТР-40 попадает в эти габариты. Старшие «братья» бронетранспортера — БТРы 60-х, 70-х, 80-х и 90-х — уже существенно шире: по правилам в городе они могут перемещаться только по заранее согласованным маршрутам с машинами сопровождения, и свободно на них уже не поездишь. То же самое, кстати, относится и к танкам, которые ко всему прочему еще и портят асфальт.
— Таких, как я, по всему столичному региону всего 30–40 человек, — говорит Морозов, — большая часть состоит в бронетанковом отделении специального клуба «ГАЗ-69». У всех «габаритная» техника: либо бронетранспортеры, как у меня, либо бронированные разведывательно-дозорные машины (БРДМ) 1-й и 2-й серий. С точки зрения закона боевой транспорт в частных руках приравнивается к тракторам — и на нас накладываются все «тракторные» ограничения. Проще говоря, нам нельзя ездить по автомагистралям и тем местам города, где установлены знаки «Автомагистраль» или «Движение тракторов запрещено». Поэтому путь на МКАД нам закрыт.
Внутри «броневика» Морозова тесновато — чтобы залезть в боковой люк машины, приходится нагибаться и проявлять чудеса ловкости; при этом обзор из кабины БТР напоминает обзор из грузовика. Это не удивительно — управляться с БТР-40 водителю по правилам должен помогать командир экипажа. Однако хозяин машины утверждает: приноровиться можно. Тем более что другие водители к бронетранспортеру стараются не прижиматься — грозная техника поневоле внушает им уважение.
Полцарства за старый броневик
Захотел купить военную технику? Держи карман шире! Стоимость самого дешевого (а значит, и популярного) «броневика» — БРДМ-2 — более полумиллиона рублей. Причем за такую цену его неизбежно придется доводить до ума, что тоже потребует немалых затрат. Машины покруче — к примеру, относительно новый БТР-80 — могут стоить до 10 миллионов рублей. Правда, особого смысла покупать его нет: из-за больших габаритов передвигаться на нем по дорогам общего пользования просто не получится. Но куда обращаться, если деньги все же есть? Напрямую в Минобороны танк или БТР вам не продадут — вначале военные разыгрывают аукционы и передают технику компаниям-посредникам, юридическим лицам. Перед этим все машины проходят процедуру демилитаризации: с них снимают все вооружение.
Так что, если есть желание купить военную технику — нужно обращаться либо к компаниям-посредникам, либо к физическим лицам, уже владеющим всевозможными «броневиками». Первый вариант неминуемо обернется переплатами — поэтому куда проще поискать предложения о продаже на сайтах бесплатных объявлений (их там неожиданно полно). Бывалые владельцы боевых машин утверждают: не стоит брать технику с конструктивными изменениями. Многие норовят впихнуть в «броневики» кондиционеры, кожаные диваны или вырезать там окна — а продать такие машины, потерявшие армейский колорит, потом очень сложно.
Поскольку формально «гражданская» бронетехника приравнена к тракторам и права на нее нужны, как на трактор, — их получают в Гостехнадзоре (в Москве это ведомство — часть Объединения административно-технических инспекций, ОАТИ). Впрочем, купить БТР или танк можно и без них, только ездить на нем не получится. В целом схема покупки «броневика» схожа с автомобильной — сначала продавец снимает ее с учета в Гостехнадзоре, потом заключается договор купли-продажи. При этом у машины обязательно нужно сверить номера кузова, рамы и шасси с теми, что прописаны в паспорте самоходной машины (ПСМ). Дальше дело за покупателем: ему предстоит отправиться в Гостехнадзор, поставить там машину на учет и оформить на нее страховку (которая, к слову, дешевле автомобильной).
Казалось бы, все просто: но боевая машина — это далеко не гражданский автомобиль. К примеру, в ней запросто могут отсутствовать боковые зеркала или поворотники — и ставить их счастливому обладателю «броневика» придется самостоятельно: без этого в Гостехнадзоре машину просто не оформят.
«Корабль» на колесах
Военная техника — настоящий удар по семейному бюджету. Мало того, что сама по себе машина стоит немало — так еще и ее обслуживание требует огромных денег. Пример тому — бензин. Двигатель наиболее распространенного из «броневиков», БРДМ-2, изначально предназначен для работы на низкооктановом бензине, который сегодня запрещен из соображений экологии. Владельцы военных машин дорабатывают его — и переводят на 92-й бензин. У БРДМ-2 2 бака по 140 литров каждый; нетрудно посчитать, что ее полная заправка 92-м бензином обойдется «всего» … в 10 тысяч рублей! При этом расход топлива у тяжелой (весом от 5,5 до 7,5 тонны в зависимости от комплектации) БРДМ-2 огромный: 30 литров на 100 км пробега.
— Зато с мойкой машины проблем нет, — говорит Алексей Морозов, заводя свой БТР-40 (я сижу рядом на командирском сиденье), — по габаритам моя машина как грузовик, и на обычную автомойку ее пускают спокойно.
Охранник открывает двери гаража — и наш «броневик» отправляется в путешествие по московским улицам. В салоне на удивление тихо: мощная броня БТР-40 поглощает звук — и ощущение такое, как будто едешь в обычном грузовике. Бронетранспортер едет по асфальту ровно и мягко — «плывет», как дорожный корабль. Правда, вскоре в салоне становится жарко: в машине послевоенных лет кондиционера, само собой, нет и в помине — зато есть печка. Зимой внутри БТР-40 тепло и комфортно, но летом он превращается в «баню» на колесах.
— Время жизни военной техники в бою — не больше 15 минут, — объясняет водитель, — поэтому о комфорте для экипажа конструкторы никогда особо не заботились. Она вообще не предназначена для повседневных разъездов — поэтому на свою машину я никогда не жаловался, да и выезжаю на ней только в выходные. Так, что-то мы с вами разогнались...
Морозов сбавляет скорость — судя по спидометру, она уже перевалила за 60 км/ч. Причем по ощущениям наш дорожный «корабль» ехал не больше 40 км/ч. Это особенность всех «броневиков»: по трассам они передвигаются легко и незаметно — конструктивно машины могут разгоняться до 100 км/ч. Но высокие скорости — не стихия боевых машин: остановить ее на большой скорости крайне сложно. Поэтому «капитан» БТР-40 старается держать с другими машинами внушительную дистанцию в 10–15 метров и входит в развороты по увеличенным радиусам.
— Водители поумнее держат дистанцию и близко ко мне не подъезжают, — говорит Морозов, — но есть те, кто при виде моего «броневика» впадает в эйфорию, начинают что-то кричать, снимать, а порой даже обгоняют и пытаются затормозить бронетранспортер, что очень опасно. Но ДТП, к счастью, у меня еще ни разу не было.
— Водитель БТР, прижмитесь к обочине и остановитесь! — раздается сзади гул мегафона. Не прошло и 10 минут после выезда, как нами заинтересовались сотрудники ДПС.
Продолжение следует.
Если статья вам понравилась, ставьте лайк, подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующие материалы. Спасибо, что дочитали эту статью до конца!
#бтр #военная техника #водители