Найти тему
Коуч Людмила Прима

История про стрелы и мишени

Я сейчас пытаюсь применять нарративные техники в своей коуч-практике. Если кратко, то это рассказывание историй на определенную тему (перекликающуюся с основным запросом клиента) + коучинговые вопросы, помогающие преодолеть затык и расширить восприятие.

Примерно в том же ключе я давно и прочно использую метафоры и внутренние картинки, но с метафорами проще - они возникают сами собой. Истории же приходится собирать:))) Это и сказки, и личные истории, и притчи, и анекдоты и прочее.

И вот вам одна из самых запомнившихся мне историй-притч. На мой взгляд, она помогает, если:

  • очень нужен какой-то другой, альтернативный путь решения проблем, но никак не придумывается;
  • нужно выйти из привычного шаблона поведения - привычного настолько, что он уже стал полуавтоматическим;
  • в целом заставляет задуматься о вашем способе делать что-либо.

Итак, притча.

Жил-был великий воин. Он стал самым лучшим воином своего времени, мастером во всех видах воинского искусства. Но вот только метко стрелять из лука у него никак не получалось. Как бы он ни старался, сколько бы ни пробовал - не давалась ему стрельба.

Тогда он решил пойти в монастырь, где обучали именно этому искусству. И пошел, и провел в этом монастыре 10 лет. И действительно там он научился стрелять.

А потом настоятель монастыря сказал ему:

- Сын мой, мы научили тебя всему, что знаем. Пора тебе оставить нас.

И воин поблагодарил своих учителей и отправился домой, в родную деревню.

Когда он пришел туда, то первое, что увидел, было дерево, на котором висела мишень с торчащей - точно посередине! - стрелой.

"Кто бы ни выпустил эту стрелу, - подумал воин, - он должен быть превосходным лучником". И он пошел дальше.

Через несколько шагов он увидел еще одну мишень. И еще одну. И еще. И в каждой мишени стрела торчала точно посередине. Даже он, проведший 10 лет в специальном монастыре, не мог похвастать такой точностью.

Воин решил, что должен непременно познакомиться с таким выдающимся мастером. Он попросил жителей деревни познакомить их.

- Скажите ему, что я буду ждать его у реки, - попросил воин и пошел на реку.

Через час к воину, стоявшему у реки, подошла... маленькая девочка.

- Ты хотел познакомиться со мной, - сказала она.

- Я жду не тебя, - высокомерно ответил воин, - я жду великого мастера, искуснейшего лучника из этих мест, того, кто так точно попадает в каждую встреченную мишень.

- Все правильно, - подтвердила девочка. - Это стреляла я.

В полном недоумении воин воззрился на девочку.

- Что? Но... как?! Как тебе удается так метко стрелять?!

- О, все очень просто, - усмехнулась девочка. - Я сначала стреляю, а позже рисую вокруг стрелы мишень.

...

Эта история - про способы достижения целей и про наши привычные паттерны мышления (а следом и поведения). Можно просто поразмышлять, взяв эту историю #наподумать, а можно дополнительно поисследовать ее с коучинговыми вопросами.

  1. Что в вашей жизни/проекте можно назвать мишенями, а что - стрелами?
  2. Что бы вы могли назвать промахом, а что - точным попаданием?
  3. Вокруг каких ваших действий можно нарисовать мишень, а что лучше оставить для привычного способа стрелять?
  4. Как если бы был еще один способ поражать мишень точно, кроме описанных в истории, то каким бы он был?
  5. Кроме достижения целей, чему еще может научить эта история?

Пишите в комментариях, подумаем вместе:)

P. S. Если интересны еще истории (на другие запросы), то пишите, какие запросы было бы интересно в таком формате поисследовать, а я поищу подходящие истории.