Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Архипелаг

Оглавление

***

Не стреляйте в белых медведе́й. Детективно-историческая драма.

(2021, Россия)

В то лето на Шпицбергене стояла просто аномальная жара...
В то лето на Шпицбергене стояла просто аномальная жара...

Итак, оно свершилось!
То самое, о чём я говорил в обзорах на
"Амундсена" и "Войну токов", мало-помалу, со скрипом, но воплощается в жизнь.
А именно - кое-кто у нас наконец-то вспомнил: во, блин, да ведь российские ученые тоже имели отношение к великим научным и географическим открытиям! И тоже явно достойны того, чтобы про них снимали кино.
А то и впрямь до маразма доходит - на всякие
мифологические и страшные кинобайки в Россиюшке денюжка есть, а как надо вспомнить по-настоящему выдающиеся умы отечества, тут извини-подвинься, да кому они нужны? Тем более Министерству Культуры - оно же всё-таки про "культуру", а не про науку с географией, так что отставь его в покое, не тереби почем зря.

Однако такая идея у кого-то в голове всё же проклюнулась и, вы не поверите, нашла одобрение даже в МинКульте.
Ясно, что для кино про эпические мореплавания Крузенштерна, Лисянского, Белинсгаузена и Лазарева у российского кинематографа покамест бюджетная кишка тонка. Поэтому из наших деятелей 19 - начала 20 веков был выбран герой поскромнее и сухопутнее.
В данном случае - Александр Васильев (1868-1947), русский и советский полярник, сотрудник Пулковской обсерватории, геодезист, исследователь Шпицбергена и, говоря по-народному, измеритель параметров Земли (не путать с землемером). А экранизацией его главной экспедиции (1899-1900) занялся продюсер/режиссёр/сценарист Алексей Тельнов. С бюджетом в целых 61,5 мильонов целковых.
Слов нет, как здорово, не правда ли?

И да, и нет.
Пресловутый логотип МинКульта в заглавных титрах "Архипелага" вмиг насторожит любого - прямо как логотип
Abibas на "трениках", купленных в якобы фирменном магазине.
И предчувствия вас не обманут.
Увы, но исполнение благой идеи вышло откровенно по-минкультовски, на троечку с минусом. И дело не в том, что снега Шпицбергена снимали за околицей Питера, на берегу Финского залива (привет создателям шикарной в плане аутентичной натуры
"Территории"). Это как раз терпимо, ведь для проекта с бюджетом меньше "ляма" $ везти съёмочную группу на Шпицберген можно было разве что с билетами в один конец.

Удручает другое: драматрургия и актерская игра уровня воскресной мелодрамы на РТР. А финал и вовсе скомкали по принципу "и так сойдет", грубо оборвав линии всех выживших героев. И даже словом не обмолвившись, что стало с ними в дальнейшем. В том числе "письменно", перед финальными титрами, как это делают в порядочных картинах "на основе реальных событий".
Зато про высокопарный эпилог-мораль в духе речи какого-нибудь чиновника на патриотическом митинге не забыли - ну еще бы!

Откуда в 1899 году на Шпицбергене взялись целые горы нагребенного бульдозером снега, эту загадку нам в фильме так и не раскроют.
Откуда в 1899 году на Шпицбергене взялись целые горы нагребенного бульдозером снега, эту загадку нам в фильме так и не раскроют.

Впрочем, насчёт того, каков здесь процент "реальных событий", а также реальных героев, пусть спорят историки.
Нам же предлагают практически детективный сюжет о том, как доблестный учёный Васильев (Дмитрий Паламарчук) и его группа вместе с самоуверенными шведами устанавливали на Шпицбергене маяки для геодезических замеров, а злые немцы (кто ж ещё-то?) пытались им в этом помешать.
Зачем?
А будто вы не в курсе! Немцы же всегда мешали русским жить чисто из принципа, по натуре своего мерзопакостного характера. Даже когда русские сами никому не мешали, шляясь за полярным кругом с теодолитами и мастеря там пирамидки из камней.

И вот, дабы нагадить русским в их геодезическую "малину", немчура заслала к Васильеву своего диверсанта. С целью сломать тайком все циркули, порвать измерительные рулетки, погнуть теодолиты, пересолить кашу, потерять в сугробе водку, убить Васильева... Ну и наделать другие гадости, за которые в приличном ученом обществе больно бьют по почкам, невзирая на звания и Нобелевские премии.

А чтобы ловить шпиона без отрыва от работы Васильеву было ещё веселее, к его лагерю откуда ни возмись прибилась... женщина - журналистка с феминистскими понтами Лили (Марина Петренко). После чего "Архипелаг" и скатился окончательно в РТР-шную мелодраму. Особенно при взгляде на то, как паясничает, переигрывая, Петренко (сцена с пением в духе "Гусарской баллады" и вовсе какой-то лютый фарс), а Паламарчук, напротив, ходит весь фильм с абсолютно равнодушным лицом. На котором читается лишь одно: "Да когда ж закончится этот, мать его, съемочный день!".

- Простите, Золушка, но сегодня вы поедете на бал в карете поскромнее. Тыква с крысами заняты, снимаются в клипе группы Helloween.
- Простите, Золушка, но сегодня вы поедете на бал в карете поскромнее. Тыква с крысами заняты, снимаются в клипе группы Helloween.

Но особенно смешат детективные заскоки самой Лили. Которая сначала ходит и в лоб спрашивает у всех, не вы ли это, сударь, стреляли вчерась под шумок в начальника экспедиции?
Удивительно, но ни одна мужская сволочь ей в этом так и не созналась!
Тогда, вдрызг обиженная, в поисках нужных улик Лили начинает бегать по казармам и шариться у мужиков в их личных вещах. Один раз, другой... Причём всегда (!) её за этим занятием с позором ловят, но, что характерно, по почкам не бьют. И даже не матерят - вот какие благородные люди служили под началом Васильева...
...Ну кроме немецкого шпиона, разумеется. Который и рад бы отшлепать Лили по мягким местам, приговаривая "Я, я, зиер гуд!", да просто рассекретить себя боялся.

***

В общем, хорошая идея, изрядно подпорченная так-себе-реализацией и слабой актерской игрой (исключая разве что игру Мерзликина и Шевченкова).
И тем не менее за попытку снять что-то радикально отличное от "Матильды" и
"Союза спасения" всё равно Тельнову спасибо.
"Архипелаг" - это, конечно, и близко не
"Территория", но пусть лучше МинКульт клепает такую попсу об истории российской науки, чем свои конвейерные агитплакаты "Зоя-34" и "28 Девятаевых".

Трейлер фильма: