Русская баня, такое знакомое для жителей России понятие, что даже не могут возникнуть никакие вопросы по этому поводу. Тем не менее история паровой бани, её эволюция и география распространения, притягивает взгляд историков, этнографов и археологов. И для этого есть много причин.
О банях на Руси известно с XX века. В древности их ещё называли: — истопка, мовница, мыльня, мытня или лазня. При составлении договора Олега Вещего с Византией в 907 году оговаривалось, что купцы-русы должны иметь возможность строить для себя бани: «И да творять имъ мовь, елико хотять». Также данный термин используется и в летописи. Хорошо известно история 945 года, когда княгиня Ольга сожгла в бане древлянских послов, тем самым отомстив за гибель своего мужа князя Игоря. И если, раньше, встречая слова, которые были связаны с баней, сразу представляли знакомые для нас деревянные или каменные сооружения с камнями для создания пара, то современные исследователи говорят о возможно разных способах мытья в древности. Вероятно, что не все дошедшие до нас термины говорят о русской бане.
Изучая историю банных сооружений можно заключить о двух основных вариантах мытья у древних славян. Первый способ это знакомые нам бани, как отдельно стоящие сооружения, где нагревали камни и при их помощи создавали пар, в котором и мылись. Такие сооружения связаны с землёй славянских племён словен и кривичей – Новгородом и Смоленском. Во время археологических раскопок Новгорода времен X—XI веков были обнаружены основания бань. При этом удалось узнать, что у новгородцев бани были разных вариантов: чистые бани — двухкамерные срубы-пятистенки, однокамерные деревенские бани-срубы архаичного варианта (по-чёрному) и однокамерные бани-срубы с предбанником. Исследователи истории бани склоняются к версии, что родиной традиционной русской бани является Северная Русь. Благодаря колонизации северных просторов Новгородской республикой, традиция парной бани распространилась повсюду, куда проникали предприимчивые новгородцы. Есть предположение, что в Сибири паровая баня укоренилась при переселении туда большого числа крестьян и промышленников с Русского Севера и Вятки в XVI-XVIII веках. (см. Землепроходцы Сибири с Русского Севера). Остаются вопросы по финской бане. Но многие склоняются к той гипотезе, что это карелы и финны переняли традицию парной бани при тесных контактах с древнерусским населением. В качестве доказательства, приводят пример бань карел 19 столетия, которые находились в более архаичной форме (периода средневековья), чем бани соседних поморов Архангельской губернии. Объясняется это тем, что русская баня прошла более длинный путь своего развития, в то время как бани прибалтийских финнов остались на том уровне, на котором они с ними познакомились.
Вторая традиция связана с более южными регионами и является мытьём в протопленном помещении. Есть предположение, что известные по памятникам мыльни не были банями в нашем понимании. Мыльня строилась при доме, как пристройка или часть здания. Они топились по чистому. В то время как пожароопасные бани по-чёрному возводились на задворках дома или на окраине селения. В мыльне стояла глинобитная печь и кадки, наполненные водой. Для того, чтобы помыться, жарко протапливали помещение и затем уже мылись. В мыльне не было каменки и горячего пара. По технологии эта традиция близка к саунам. Во время проникновения носителей этой традиции в земли, которые стали Ростово-Суздальской княжеством, технология мытья у крестьян трансформировалась. Появилась традиция мытья в печи. Для этой цели стали увеличивать размеры топки печи т.к. в традиционной русской печи Средних веков помыться было трудно. Вместе с переселенцами этот способ помывки проник и на Русский Север. Так бассейн Северной Двины заселялся как новгородцами, так и ростово-суздальским населением. Поселения стояли чересполосицу и ещё в начале XX века способы мытья в бани и в печи продолжали существовать рядом в одном месте. При таком мытье выгребали у протопленной печи пепел и подстилали солому. Человек раздевался и залазил в топку (горнило). Существовали печи, в которых могли поместиться и два человека. С собой брались корытце с водой и веник. Человек пропаривался в теплой печи, обмахивая себя смоченным в воде веником и намылившись, выходил во двор (хозяйственная часть крестьянского дома), где обливался водой. Такой способ имел плюсы и минусы. Плюсы – не надо строить отдельного здания и специально его протапливать. В мороз не нужно сырым бежать от бани домой, рискуя простудиться. Главный минус – появлялась влажность в избе и, как следствие, происходило гниение сруба. Но, тем не менее, традиция мытья в печи дожила до 20 столетия и ушла вместе с курными избами и большими русскими печами.
С XX века русская баня прошла длинный эволюционный путь. Баня недолговечное строение, но его историческое развитие можно было проследить ещё в 19 столетии по баням Русского Севера. Чем дальше находились поморские поселения от административных и торговых центров, тем архаичней были банные строения. По полученным результатам исследования была выдвинута гипотеза, что основой для русской парной бани послужило простонародное средневековое западнорусское жилье. Однокамерный сруб без предбанника с односкатной крышей. Каменный очаг располагался в углу возле входа. Бани, как и избы тех времен, топились по-черному. Дым выходил через дверь или окошки-отдушины. Со временем стали появляться варианты двухкамерных срубов (пятистенки). У входа, с одной из сторон, защищая от ветра, стала возводиться стена. Над входом возник навес, который позже преобразовался в дощатый предбанник. Если вход в баню был без предбанника, то он всегда рубился с торца, а у предбанника вход мог быть с любой из сторон. У поморов Беломорья был распространён вариант, когда в однокамерном срубе возводили перегородку из досок, которая отделяла моечное отделение от теплого предбанника. Такое строение было экономичной схемой бани-пятистенки. К XIX веку бани в виде однокамерных срубов считались устаревшими и сохранялись в удаленных местах и у северных карел, где также сохранялись бани с односкатной крышей. В русских поселениях бани были из срубов пятистенок или даже шестистенки, с двускатной или четырехскатной крышей, которые топились как по-чёрному, так и по белому. При этом в курных банях могли быть волоковые окна и короба с отводом дыма. Бани по-белому, как безопасные, ставили возле дома. А бани по-чёрному выносились за границы крестьянских усадеб. Порой такие бани стояли целыми городками возле рек и озер на задворках деревень.
Особое место в бани занимает печь. В русских избах окна располагались на противоположной стене от входа. Чтобы не загораживать свет, печь ставили у входа. Такая схема сохранялась и в бане. Вероятно, изначально вместо печи был очаг из камней, который превратился в каменную печь – каменку. Огонь нагревал камни и стены бани. Воду, которая содержалась в деревянных емкостях, подогревали горячими камнями. С появлением железных котлов – воду стали нагревать уже в котле на каменке. Следующим этапом стала баня по белому с печкой, которая подогревала воду и камни. В то же время баня по-черному была проста по конструкции и обладала целебными свойствами. При топке бани березовыми дровами, в воздухе появляются пары дёгтя. Эти пары лечебные, но придают кислый вкус при вдыхании и вызывают небольшую резь в глазах. Поэтому баню по-чёрному после протопки выстаивали и намывали, а первый пар выпускали наружу. Целебные свойства бани заметили ещё в глубокой древности. Благотворное воздействие на организм отмечалось как в парной бани, так и при мытье в печи. Но в бане по-чёрному лечебный эффект был больше.
В XX веке традиции русской парной бани стали повсеместными. Теперь уже трудно представить, что когда то могло быть иначе. Что было много регионов, где традиционным считалось мытье в печи. В наше время это кажется экзотикой. А вот банная традиция продолжает развиваться. Появляются много вариантов компоновки банного пространства. Также появилось много схем строения печей с нагревательными баками и отделением для камней. Печи стали не только каменные, но и железные. Много изменилось, но неизменными остались принцип действия паровой бани и русские банные традиции, которые говорят о многовековой банной культуре поддержания телесного здоровья.
Источники:
Желтов А. А. Русская баня и старинный северный быт// Русский Север: этническая история и народная культура. ХП-ХХ века. – М.: Наука, 2001
Корчагин П.А., Татауров С. Ф. К пониманию средневековых русских реалий: баня и/или мыльня//Вестник Удмуртского университета. -2019 С 62-76
Медведев П. П. Бани Беломорского Поморья (конец XIX - начало XX в.)//Памятники архитектуры Русского Севера,. Архангельск, -1998. С. 116 - 139
Если вам понравилась статья – поддержите канал об истории Русского Севера поставив лайк и подписавшись на него, что бы не пропустить новые публикации