В 16 веке в Русском царстве происходят большие изменения, которые связанны с присоединением Казанского и Астраханского ханств и сибирским походом Ермака. Территория государства увеличилась, что требовало больших ресурсов, в том числе и людских. Освоение новых земель заставило государство увеличивать численность служивых людей и переселять крестьян на новые территории. Отток людских ресурсов на восток ухудшил жизнь оставшегося населения. Людей способных обрабатывать землю становилось все меньше, а налоговая нагрузка на крестьянскую общину продолжала оставаться прежней или увеличивалась т.к. государству требовались ещё больше средств. Смутное время только ухудшило состояние крестьянства. Грабежи, разорения хозяйств, уничтожение лихими людьми запасов зерна и угон скота привело к обнищанию многих территорий страны. Особо болезненно это сказалось для Севера. Скудная северная земля и в хорошие годы еле — еле обеспечивала северян, а к началу 17 века, после потрясений, уже не могла восстановиться за быстрый срок. Это подвигло большое количество людей со всей территории России двинуться на восток, в Сибирь, в поисках лучшей доли. Среди них особое место занимали выходцы с Русского Севера.
Северяне имели ряд преимуществ, которые помогали им быстрее осваиваться на новой территории и занимать лидирующее положение. Суровый северный климат им был знаком с детства. Тайга, болота, озера и реки являлись родной стихией. Опыт общения с самоедами, коми зырянами и коми пермяками помогал выстраивать отношение с сибирскими народами. Многие из выходцев Севера становились командирами экспедиций, а некоторые из них стали казачьими атаманами. Большинство из землепроходцев кон.16-нач.17 века были простолюдинами, многие неграмотные. Перебравшись за Уральские горы, они становились «служилыми людьми» (казаками и стрельцами разных чинов), а также торговцами (купцы и приказчики) и «промышленниками» (пушной промысел). Среди землепроходцев были строители, корабелы, землепашцы, охотники, рыболовы, воины и моряки. Большинство землепроходцев остались для истории неизвестными, а о тех, кто нам знаком – сведения очень скудны. В результате их деятельности, значительная часть Западной Сибири, до реки Енисея, была в исследована и присоединена к Русскому государству уже к началу 17 века. Это способствовало в будущем масштабным походам на восток, север, северо-восток и юг Сибири. К концу 17 столетия русские вышли к Тихому океану.
Из известных землепроходцев Сибири 17 века можно выделить следующих выходцев с Русского Севера:
Савлук и Филат стали первооткрывателями Среднесибирского плоскогорья. Они были выходцы с Мезени. Около 1605 года они обследовали большую часть реки Нижняя Тунгуска и среднее течение реки Вилюй, где прожили до 1611 и доставили первые сведения о реке Лена.
Игнатий Ханептек Пустозерец стал первооткрывателем Среднесибирского плоскогорья. Игнатий был крещённым ненцем (самоедом), который родился в в низовьях реки Печоры, в районе древнерусского города Пустозерска (Ненецкий автономный округ), оттуда его прозвище — Пустозерец. Он знал грамоту. Сведений, когда он прибыл в Мангазею, не сохранились. В течение десяти лет (1608—1617) И. Ханептек собирал ясак в бассейне Нижней Тунгуски, где хорошо ознакомился с рекой и племенем буляшей. В 1621 был проводником стрелецкого отряда, который захватил на Нижней Тунгуске трех аманатов (заложников). Те которые сообщили первые достоверные сведения о «реке Лин» (Лене) и якутах. Летом 1622 года И. Ханептек вновь в качестве «вожа» (проводника) провел крупный отряд стрельцов по Нижней Тунгуске к ее истокам. По какой-то причине почти все стрельцы возвратились прежней дорогой в Туруханск, а Игнатий. Ханептек с несколькими промышленниками «семь недель наг и голоден» шел по землям эвенкийского племени шилягиров, кочевавших по Приленскому плато. Он впервые собрал ясак также с очанов (озянов), представителей другого эвенкийского рода, и вернулся в Мангазею в 1624. Дальнейшая судьба его неизвестна. Дело Игнатия Пустозерца продолжил землепроходец помор П. Пянда.
Пянда Пантелей Демидович вероятно был из поморов. В 1619 году П. Пянда прибыл из Енисейска в Мангазею, где собрал группу в 40 человек и пошёл с ними в Туруханск для скупки пушнины. В 1620–1623гг. во главе отряда он прошёл почти 8 тыс. км речных путей, в том числе 2400 км верхней и средней Лены. П.Д. Пянда впервые указал местоположение Приленского и Ангарского плато и открыл верховья рек Нижняя Тунгуска и Ангара. Всё это стало важными предпосылками для дальнейшего продвижения русских землепроходцев на восток.
Исай Игнатьев по прозвищу Мезенец — помор и промышленник с Мезени. В 1646 году Исай Игнатьев сделал первую попытку пройти морем на восток от Колымы. Пользуясь прибрежной полыньей, он за двое суток прошел до «губы, обитаемой чукчами» - по-видимому, до Чаунской губы. Отсюда Игнатьев повернул обратно.Таким образом были открыты около 300 км североазиатского побережья и остров Айон. Мореходы высадились на сушу и вели с чукчами торговые переговоры, объясняясь жестами. На коч было загружено небольшое количество моржового клыка, что стало причино экспедиций других промышленников за моржовым клыком. Впоследствии Игнатьев был убит чукчами.
Стадухин Михаил Васильевич (? -1666г.) был родом с Пинеги. Будучи якутским казачьим десятником в 1630 году перебрался из Енисейска на Лену. В 1642 году с целью сбора ясака ходил совместно с Семеном Дежнёвым «в новое место Емокон» (Оймекон). Спустившись затем вниз по Индигирке и достигнув моря, Стадухин на коче перешел в устье Колымы, где в 1644 году построил ясачное зимовье — Нижнеколымский острог. После ранения от юкагиров в 1645 году М. Стадухин вернулся в Якутск, но в 1647 году он снова был послан на Колыму «для проведывания новых землиц». Попытки пройти на кочах восточнее Колымы в Анадырский край оказались неудачными и Стадухин решил перебраться туда сухим путем. В 1650 году он появился в верховьях Анадыря, а вскоре затем и в Анадырском острожке, где соединился с отрядом Дежнева. В феврале (или марте) 1651 года Стадухин отправился на юг и достиг р. Пенжина. Летом он построил лодку, проплыл вдоль северного побережья Охотского моря, открыл устье реки Гижига, где и зазимовал. Зиму же 1652 года он провёл на реке Яма недалеко от современного Магадана, а через некоторое время появился в Тауйской губе. В дальнейшем в 1657 г. Михаил Стадухин перешел в Охотский острожек. В 1659 году он вернулся в Якутск, а затем в чине атамана отправился в Москву, где и умер в 1666 году. Остается неясным его период жизни с 1651 до 1657 год. Возможно, в это время он исследовал полуостров Камчатка. Вместе с С. Дежнёвым и Д. Зыряном является первооткрывателем Колымы.
Попов Федот Алексеевич по прозвищу Колмогорец (холмогорец), в литературе более известный под именем Федота Алексеева, родом из Холмогор. Вероятно, был из священнической семьи и знал грамоту. Как грамотный человек трудился приказчиком торгового человека Алексея Усова из Великого Устюга. Попов принимал участия в экспедициях С. Дежнёва. По мнению историков, некоторые эти путешествия организовывал и неофициально руководил сам Попов, но главой, как «служивый человек», считался Дежнев. Так в 1647 году они совместно сделали попытку пройти морем из Колымы в Анадырь с целью добычи «моржового зубу». Плавание было предпринято на 4 кочах и окончилось неудачей, так как в море были встречены тяжелые льды. Через год Попов и Дежнев повторили попытку уже на 7 судах, на которых было около 100 казаков. Начальником по сбору ясака был снова Семен Дежнев. Экспедиция вышла из Нижнеколымского острога 30 июня (н. ст.) 1648 года и в сентябре на трех уцелевших кочах достигла Берингова пролива. 30 сентября была сделана высадка на берег, где произошел бой с чукчами. Во время столкновения Попов был ранен. При выходе в Тихий океан два оставшихся коча, С. Дежнева и Ф. Попова с Г. Анкудиновым разделились и Федот Попов пропал бесследно. Во время похода Семена Дежнева на чуванцев в 1654 году, ему удалось «отгромить» якутку, которая находилась в одном коче с Федотом Поповым во время их экспедиции. Она рассказала, что Попов и Анкудинов померли от цинги. Часть спутников Попова была перебита чукчами, часть «побежала на лодках с одною душою». Вероятно, оставшиеся в живых члены отряда Попова достигли Камчатки, так как в 1697 году местные жители рассказывали Владимиру Атласову, что много лет тому назад на Камчатке, при устье реки Никулы, жило несколько русских. Развалины русской избы в устье этой реки существовали еще в середине 18 века.
Дежнёв Семён Иванович родился 7 марта 1605 года в д. Есиповская в Сояле на Пинеге. В детстве ходил в море на Соловки. В 17 лет Семён Иванович уехал в Архангельск и там поступил на службу к судовладельцу Воскобойникову, на должность матроса коча. Принял участие в экспедиции каравана из трёх кочей к устью Оби и далее в г. Мангазею (на реке Таз). В 1630 году в Великом Устюге вступил в набор людей на службу в Тобольск, где начал службу рядовым казаком. За годы службы проявил себя умелым дипломатом в «смирении» якутов и эвенков, склоняя их к добровольной уплате ясака. Во время сбора ясака С. Дежнев служил сперва под началом Михаила Стадухина и Дмитрия Зыряна, а затем совместно с ними. Вместе со Стадухиным и Зыряном разделяет славу первооткрывателя Колымы. В совместных экспедициях с Ф. Поповым в 1647-48 года открыл Чукотку и пролив между Азией и Америкой, которой через столетие назовут Беринговым. Группа Дежнева (ок. 25 человек) единственная вернулась из экспедиции 1648 года. После этого С. Дежнев продолжал свою службу по сбору ясака и присоединения инородцев к Русскому государству. В 1664 году в Москве казак Дежнев, за заслуги перед Отечеством, был пожалован чином атамана Якутского казачьего Войска. Умер Семён Иванович Дежнёв в Москве в начале 1673 года.
Зырян Дмитрий Михайлович (г.р.? — умер в 1646г.), уроженец Вычегодской земли из коми-зырян. Будучи енисейским казаком, зимой 1640 года во главе отряда из 11 человек был послан из Якутска на р. Яну для сбора ясака. Переход совершался на лошадях. Летом следующего года перебрался в верховья Индигирки, где провел зиму, во время которой поставил острог и построил два коча. Вместе с присоединившимся И. Ерастовым и его 15 служивыми людьми в 1642 Д. Зырян спустился к Восточно-Сибирскому морю и две недели «парусом бежал» до новой реки Алазеи. Достигнув «лесных мест», стали на зимовку. В тех краях землепроходцы впервые встретили юкагиров, с которых собрали ясак «в семь сороков соболей». Здесь же они впервые встретили неизвестный ранее народ — «оленных чукчей», живших в междуречье Алазеи и Колымы. Они рассказали, что на востоке «на расстоянии в три дня пути на оленях» протекает неведомая дотоле русским «большая река» (Колыма). Казаки также выяснили, что Алазея берет начало «из Камени» (Алазейское плоскогорье). Д. Зырян отослал И. Ерастова обратно в Индигирский острог, чтобы оттуда «переслать отписку» о ходе экспедиции. Сам же в начале весны 1644 года пешим ходом по Колымской низмености достиг Нижней Колымы. Практически одновременно в ее устье со стороны моря вошли кочи М. Стадухина и С. Дежнёва. Эти трое и делят приоритет открытия важнейшей реки Северо-Восточной Азии. В 1645 Д. Зырян получил должность начальника (целовальника) в незадолго до этого построенном Нижнеколымском остроге. С 1643 года по 1646 год, до своей гибели, Дмитрий Зырян возглавлял русскую администрацию на Колыме и её притоках.
Чукичёв Фёдор Алексеевич был выходец из погоста Шежам, Вычегодской земли- из коми-зырян. Он знаменит тем, что в 1641 году первым из землепроходцев сообщил в своей докладной «скаске», хранящейся ныне в Якутском архиве, в администрацию Якутска о встрече с чукчами в районе реки Алазеи, таким образом, положив начало документальной истории этого северного народа. Чукичёв нес казацкую службу на Енисее вместе с Дмитрием Михайловичем Зыряном (кличка «Ярило») и Семёном Ивановичем Дежнёвым. Участвовал в их экспедициях по сбору ясака и обследований реки Колымы. В середине 50-х годов XVII в. освоение Колымы было продолжено под руководством Ф.А.Чукичева, служившего после возвращения из совместной с Зыряном экспедиции в Якутске, на Индигирке и Алазее — там он возглавлял местную администрацию, был приказчиком. Затем Чукичев с отрядом поднялся по Колыме до ее притока Омолона, обследовал его.Зимой 1657 г. он возглавил отряд, который поднялся вверх по Омолону, и далее выступил в поход с Омолона, через горы вышел к р. Пенжине, впадающей в Охотское море. Там был обнаружен жемчуг. До своей гибели в 1661 году, Ф. Чукичёв возглавлял русскую администрацию на реках Омолоне и Пенжине.
Хабаров-Святитский Ерофей Павлович (1603 -1671). Родился в деревне Дмитриево современного Котласского района Архангельской области. Деревню смыло разливом Северной Двины, и семья вынуждена была переселиться в деревню Святица. По названию этой деревни получил прозвище «Святитский». В связи с накопившимися на родине долгами, Хабаров оставил свою семью и отправился в Сибирь вместе с братом Никифором, осев на реке Лене, где первоначально занялся торговлей и звериным промыслом. В 1641 году Е. Хабаров, из-за разногласий с якутским воеводой Петром Головиным о размере налогов, потерял все свое имущество и был посажен в острог. Только после смены воеводы он получил свободу и подал прошение на выделения ему отряда казаков и выдаче в долг снаряжения для экспедиции на Амур. Отряд Е. Хабарова из 70 человек одержал многочисленные победы над местными даурскими и дючерскими князьями. Вел бои с манжурцами. Результатом же похода является принятие коренным приамурским населением русского подданства. В этом походе Хабаров составил «Чертёж реке Амуру», который явился первой европейской схематической картой Приамурья, а также собрал немало информации о народах, проживающих возле Амура. В 1655 году Ерофей Хабаров подал челобитную царю Алексею Михайловичу, где перечислил все свои заслуги в освоении Приамурья и просил вознаграждения в деньгах и званиях. Царь исполнил просьбу Хабарова только частично и за многолетнюю службу Ерофей Павлович Хабаров получил звание сына боярского. В соответствии со званием он был направлен в Сибирь в Усть-Кутский острог управлять Усть-Кутской волостью. Точное место смерти Е. Хабарова неизвестно. По одним данным, умер в 1671 году в Братском остроге (ныне Братск), по другим — в Усть-Киренге.
Атласов Владимир Васильевич (ок. 1661/1664 — 1711) — родился в Великом Устюге. Отцом Атласова был якутский казак, в прошлом устюжский крестьянин, который бежавший за Урал в поисках лучшей жизни. Службу по сбору ясака Владимир Атласов начал в 1682 году на реках Алдан и Уда. В 1695 году, дослужившись до пятидесятника, был назначен приказчиком Анадырского острога. До Атласова первыми русскими на Камчатке были казачий десятник Якутского острога Иван Рубец в 1662 году, Лука Семёнов Морозко и Иван Осипов Голыгин, посланные в Анадырский острог «ради тясашного збору» в 1695—1696 годах. В 1697—1698 годах В. Атласов совершил поход по Камчатке собрав там большой исследовательский материал. После экспедиции Атласов служил приказчиком на Камчатке. В 1701 году у ительменов Атласов встретил японца Денбея, которого занесло бурей на Камчатку. Денбея доставили в Якутск, а затем по приказу в Москву где представили 2 января 1702 года царю Петру Первому. Владимир Атласов был убит взбунтовавшимися казаками, которые привыкли к вольной жизни, 1 февраля 1711 года в Нижнекамчатском остроге.
Благодаря таким известным землепроходцам с Русского Севера были открыты, изучены и присоединены к Русскому государству земли Среднесибирского плоскогорья, Приленского и Ангарского плато, Колымы, Чукотки, Камчатки и Приамурья.
Если вам понравилась статья – поддержите канал об истории Русского Севера поставив лайк и подписавшись на него, что бы не пропустить новые публикации