Найти тему
Валерий Грачиков

Комбриг, а потом генерал, воевал как обычный командир экипажа. Объясняю, почему так получилось

Вечером 10 августа 1941 года с аэродрома города Пушкин стартовали тяжелые самолеты, уходившие выполнять боевое задание – налет на Берлин. Ранее, 8 августа, успешный налет совершили летчики ВВС КБФ 1-го мтап, стартовавшие с острова Эзель. Теперь же, по приказу Сталина, отданному 8 августа, в дело вступала только сформированная по инициативе одного из самых знаменитых советских летчиков Михаила Водопьянова, 81-я бомбардировочная дивизия, летавшая на новых тяжелых бомбардировщиках ТБ-7 и Ер-2. Командовал этой дивизией он же - один из лучших советских полярных летчиков, комбриг Водопьянов.

Всего к операции было привлечено: сначала 12 бомбардировщиков ТБ-7 и 28 Ер-2. Перед вылетом, 10 августа провели еще более тщательный отбор, после которого к вылету допустили 10 из 12 ТБ-7 и 16 из 28 Ер-2. Вечером 10 августа загруженные бомбами тяжелые машины начали стартовать. Но все пошло не так с самого начала.

-2

Началось все с того, что сначала самолет Ер-2 Молодчего снес шасси машины, ударившись о дренаж, на краю аэродрома. Потом на взлете разом отказали два мотора на ТБ-7 экипажа Егорова. После этого находившийся на аэродроме главком ВВС Жигарев взлет остальных бомбардировщиков прекратил. Взлететь и уйти на Берлин успели 10 самолетов.

Дальше неприятности продолжились. Набирающий высоту самолет Водопьянова атаковали свои истребители. Экипаж отбился от нападения своих же самолетов И-16 и все равно ушел в дальний полет на основную цель. Водопьянов довел машину до Берлина, отбомбился, но назад вернуться не смог, сел на вынужденную в Эстонии, уже занятой немцами. Но экипаж смог выйти к своим во многом благодаря тому, что вторым пилотом был эстонец Эндель Пусэп.

Всего на аэродром из вылета вернулось 2 машины из 10. Причем как минимум еще одну машину повредили свои зенитчики и один самолет был таки сбит своими истребителями.

-3

По сравнению с результатами боевой работы 1 мтап вылет 81-й авиадивизии оказался провальным. Что и привело к тому, что через несколько дней Герой Советского Союза Михаил Водопьянов был снят с должности командира дивизии и остался воевать в этой же дивизии командиром экипажа. А комдивом поставили Голованова, который затем стал командующим всей авиации дальнего действия.

В результате получилась уникальная ситуация – в одном из полков авиации дальнего действия командиром обычного экипажа летал летчик в звании комбрига.

И тут ни в коей мере не стоит упрекать Михаила Васильевича Водопьянова. Потому что эта история – один из наглядных примеров того, что не всегда уникальный, отличный летчик оказывается столь же хорошим боевым командиром. Никто и никогда не оспаривал то, что Водопьянов как летчик был уникален и способен совершить, что кроме него могут сделать немногие. Недаром же он получил свое звание Героя за спасение челюскинцев, совершив кроме полетов на льдину еще и уникальный перелет. А потом еще и посадку на Северном полюсе на АНТ-6, который по факту был доработанным бомбардировщиком ТБ-3.

-4

Михаил Водопьянов совершил много уникальных подвигов еще до войны. Он прокладывал воздушные маршруты вроде «Трассы героев» на Дальнем Востоке, доставлял матрицы «Правды» из Москвы в Ленинград и Харьков, чтобы типографии срочно печатали тиражи. Для того, чтобы принять участие в спасении челюскинцев он пролетел без штурмана более шести тысяч километров из Хабаровска на Чукотку. А потом высадил папанинцев на Северном полюсе.

С тем же налетом на Берлин все пошло не так. Может быть, потому что времени было мало. Может быть, потому что машины были не доведены, достаточно вспомнить, что моторы на самом деле сдавали и в приказе Сталина с самого начала оговаривалось, что отказ моторов вполне возможен, в этом случае бомбардировщики должны идти на запасную цель – Кенигсберг. Может быть, потому что Водопьянов искренне считал, что остальные должны суметь сделать то, что умеет он. А скорее всего, все вместе и сразу.

В качестве рядового командира экипажа он успешно выполнял любые боевые задания. Потому что летчик, конечно, был уникальный. И оказался в совершенно уникальной, хоть и не совсем приятной ситуации. Был момент, когда звания комбригов отменили, при этом Водопьянову другое звание не присвоили. Казус разрешил в 1943 году Голованов, присвоивший Водопьянову звание генерал-майора.

Кстати, уже генерал-майор Водопьянов еще и после войны совершал испытательные полеты, проверяя использование нового бомбардировщика Ту-4 в условиях Арктики, а по слухам и в Антарктике. За эти испытательные полеты его наградили орденом Ленина.

Так он и остался – уникальным летчиком, мастером своего дела, одним из Героев Советского Союза и комбригом, воевавшим на должности командира одного из экипажей.

-------

Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.

Мои статьи и видео доступны также во "ВКонтакте" на YouTube, в Инстаграм