Александр Македонский завоевал известный мир, но неожиданно умер в Вавилоне в 323 году до нашей эры в возрасте 32 лет. Его смерть повергла империю в смятение, и его военачальники изо всех сил старались спасти ее остатки, хотя подготовка к похоронам Александра продолжалась уже два года. В какой-то момент один из этих полководцев, Птолемей, взял под свой контроль и Египет, и тело великого полководца. По словам римского историка Курция Руфа, “тело Александра было доставлено в Мемфис Птолемеем, в чью власть попал Египет, и перенесено оттуда несколькими годами позже в Александрию, где по-прежнему всячески чтят его память и имя. Это было большое дело, поскольку македонская традиция заключалась в том, что наследник престола утверждал свои права, похоронив своего предшественника. Жрецы в храме Птаха забальзамировали тело Александра, но не хотели, чтобы оно оставалось в Мемфисе. Легенда гласит, что они сказали, что он не будет покоиться там, где он был положен. Плутарх сказал, что к оракулу в серапеуме были посланы представители, и там говорилось, что Александр должен заложить в его честь город Александрию. Его перенесли в Сому, обнесенную стеной ограду в царском квартале, где покоились цари Птолемеев. Внизу, в скале, была высечена прекрасная гробница, где в хрустальном гробу покоился Александр.
Гробница Александра стала местом паломничества в древнем мире, и ее посетили несколько римских императоров. Будущий император Август посетил гробницу после победы над Клеопатрой и Марком Антонием. Он принес цветы и золотую диадему, и, по словам Диона Кассия, у него отломился кусок носа, когда Август дотронулся до него. Священники пряли его как благословение от Александра к его новому наследнику, но кто знает? Согласно Светонию, Калигула достал из гробницы кирасу Александра и носил ее по торжественным случаям. Последним императором, посетившим его, был Каракалла в 215 году нашей эры. Последнее упоминание о гробнице было в начале 4-го века нашей эры в речи, адресованной императору Феодосию, что тело Александра все еще выставлено в Александрии. Вскоре после этого Феодосий запретил поклонение языческим богам. Этот эдикт включал Александра, обожествленного и почитаемого как царь-бог. Вскоре после этого все следы тела и могилы Александра исчезают. Феодорит упоминает его в начале 5-го века нашей эры как одного из знаменитых, чьи гробницы были неизвестны.
Что случилось с такой знаменитой достопримечательностью? Историки считают, что Сома была разрушена в 365 году н. э., когда цунами обрушилось на Александрию и другие части Восточного Средиземноморья. Есть сообщения о кораблях, посланных на крыши зданий, так что не исключено, что такого рода стихийное бедствие могло уничтожить Сому. Однако есть более поздние сообщения о том, что тело было выставлено на всеобщее обозрение, поэтому вполне логично, что оно было перемещено, когда Сома была уничтожена. Есть также ссылки на мечеть или гробницу Александра из арабских текстов в 9-м и 10-м веках н. э. На карте Александрии, нарисованной в 1575 году, изображено здание с минаретом и часовней и помечено "Domus Alexandri Magni", что по-латыни означает "Дом Александра Великого". Когда Наполеон вторгся в Египет, он увидел пустой саркофаг во дворе мечети Аттарина, которая находилась там, где на карте 1575 года значится “Дом Александра Македонского". Но где же тело? Рассказы местных гидов говорят, что тело спрятано в тайной комнате в новой мечети, построенной в честь Наби Даниэля или пророка Даниэля. Однако есть и другая теория.
Историк Эндрю Чагг выдвинул теорию, что тело Александра Македонского вообще не находится в Египте. Он предположил, что исчезновение мумии соответствовало волне христианства в Египте. Указ Феодосия действительно относился к Александру, поскольку ему поклонялись как обожествленному царю. Примерно в это же время в Александрии появилась еще одна мумия - евангелиста Марка. Любопытно, что древние христианские писатели, такие как Дорофей, Евтихий и Хроник Пасхалия, сообщают о сожжении тела Святого Марка язычниками. Однако есть апокрифический документ, в котором говорится, что “чудесная буря” поднялась и позволила христианам спасти тело Святого Марка от огня. Угадайте, когда этот анонимный документ был найден в Александрии? В 4 веке н. э., как раз в то время, когда Феодосий запретил поклонение языческим богам. Какое совпадение!
Оттуда история становится еще более странной. Мумия оставалась в Александрии, пока не попала под арабское владычество. В 828 году н. э. два венецианских купца тайно вывезли мумию в корзине. Они якобы удерживали александрийских портовых чиновников от слишком тщательного осмотра корзины, покрывая тело духами и свининой. Он был тайно доставлен в Венецию, где был установлен в базилике Святого Марка с большой помпой и обстоятельствами.
Значит, тело Александра Великого покоится в Венеции под видом святого? Никто не знает. В 2008 году в фундаменте базилики рядом с гробницей святого был найден большой скульптурный блок. Он был идентифицирован как погребальный рельеф из высокостатусной гробницы 3-го века до нашей эры. На камне изображен щит в натуральную величину с эмблемой семьи Александра, изображающей звездную вспышку, и меч с одним лезвием, называемый копис. Ни у кого нет конкретных теорий о том, как он туда попал. Простой способ решить эту проблему-проверить останки, но Римско-католическая церковь не дала на это разрешения. Поэтому мумия остается окутанной тайной.