Уважаемые ветераны БАМа, подписчики и читатели канала! От всей души поздравляем вас с праздником! Кто-то спросит: «С каким? И кто это мы?» Объясняю: 8 июля в России отмечается День бамовца. Первичными бамовскими организациями. Давно, между прочим.
А мы – это я, автор канала, и председатель Усть-Кутской РОО «Ветераны строительства БАМ» Лариса Норина. Подозреваю, что к нам присоединились бы еще многие-многие люди, которые нас поддерживают и помогают. Это — Александр Зяблицев, Виктор Родя, Михаил Москвин, Валерий Уласик, Людмила Гогошидзе, Вячеслав Майер и другие. Я назвала только имена тех, чьи публикации часто появляются на канале. Есть ещё и те, кого уже нет рядом. Про Зинаиду Родионову-Хорошевскую я уже писала (её легкого, изящного юмора мне очень не хватает). Известного журналиста Арнольда Харитонова тоже нет. Подписчики канала читали его очерки из книги «БАМ: люди, которых я знаю». Яркие, интересные. А сколько ещё бамовцев почти ежедневно отправляется туда, откуда возврата уже нет. Давайте вспомним о них: кто чаркой, а кто просто добрым словом.
Почему именно 8 июля? Именно в этот день - в 1974 году было принято постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О строительстве Байкало-Амурской магистрали».
Давайте вспомним историю. Первым этапом Большой стройки можно назвать 30-е годы. Он был связан с осмыслением роли транспортного строительства в необжитых условиях Сибири и Дальнего Востока на базе опыта строительства и эксплуатации Транссиба. В 1932 году, когда со стороны милитаристской Японии пошли поползновения в виде военной угрозы, руководство страны решило приступить к строительству Байкало-Амурской железной дороги и придать строительству значение оборонной стройки. Ускорили проектно-изыскательские работы, завезли на стройку рабочую силу и специалистов, оборудование, необходимые материалы, продукты. И началось само строительство. До войны и в послевоенный период удалось построить головные участки БАМа: Тайшет – Братск – Лена (1958 год), Комсомольск-на -Амуре – Советская Гавань (1945 год). В 1953 году работы на БАМе были свернуты, кроме участка Тайшет-Лена, и вплоть до 1967 года никаких работ на трассе не велось.
24 марта 1967 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли очередное постановление – о возобновлении проектных и изыскательных работ на трассе БАМа – от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре. Нужно было развивать производительные силы Сибири и Дальнего Востока, открывать доступ к природным полезным ископаемым, обеспечить транзитные перевозки грузов по кратчайшему расстоянию. И правительство решило - БАМу быть! В связи с чем, 8 июля 1974 года приняли постановление «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали».
— Глубокого уважения и благодарности заслуживают тысячи парней и девчат, опытных рабочих и специалистов, которые по зову Родины поехали на БАМ строить железную дорогу. Крупные ученые, инженеры, техники, проектировщики, изыскатели отдали лучшие годы своей жизни этой стройке. В глухой тайге, в необжитых местах возникли города и поселки, магазины, клубы, кинотеатры, школы, детские сады, красивые вокзалы.
Думаю, что наши потомки по достоинству оценят этот трудовой подвиг. Судьба сделала из нас самых непосредственных участников бамовской истории. Многие отдали стройке более 20-30 и более лет, но не жалеют об этом. Мы буквально жили БАМом в 70-е годы, живем его заботами и сейчас. Мы прошли эту школу. Мы все – члены одной семьи. Мы – бамовцы! Это и есть наш главный коллективный итог жизни, наше основное бесценное богатство. И мы обязаны помнить обо всем добром, что сплотило в одну семью на десятилетия более миллиона человек. А именно столько, по подсчетам ученых, прошло непосредственно через БАМ. Все было не зря. И каждый бамовец, вспоминая об этой героической магистрали, сможет сказать, что частица и его труда вложена в эту дорогу к океану.
В Иркутской области, по постановлению губернатора, 8 июля будет официальный праздник — День бамовца. Выбор памятной даты не случаен, но в связи с распространением коронавируса, празднование перенесено на следующий год. Кое-кто говорит, что этот день можно отмечать и в День строителя, и в День железнодорожника и так далее, а ветераны БАМа считают, что свою долю в строительство внесли и учителя, и медсестры, и водители, и продавцы, и повара, и другие специалисты. Они также жили в палатках, балках, вагончиках, сборно-щитовых домах, в тех же бытовых и климатических условиях. Поэтому и праздник должен быть одним для всех.
— Уважаемые ветераны БАМа, жители Усть-Кутского района! От всей души поздравляю вас с Днем бамовца! Желаю здоровья, счастья, процветания и уверенности в завтрашнем дне! — провозглашает Лариса Норина. Я знаю, что это не просто красивые слова, она искренне заботится о каждом ветеране магистрали, гордится своими подопечными.
В республики Бурятия этот день официально отмечается уже с 2019 года. Кстати, именно на бурятском участке празднество в честь 45-летия БАМа было организовано более интересно и масштабно, а в спецпоезде ехал сам глава Алексей Цыденов, с которым можно было запросто переговорить.
Сегодня же отмечается ещё один праздник - День Петра и Февронии, иначе День семьи, любви и верности. Среди бамовцев немало таких пар – любящих, заботливых, преданных друг другу. На канале тоже можно прочитать про такие семьи.
Давайте вместе преодолеем сложнейший период — эпидемию коронавируса и, надеюсь, уже в следующем году отправимся на специальном поезде в путешествие по дороге, которую построили.
Спасибо, что дочитали)))