Он назвал себя Богом, и ему верили. Он говорил: «Я сделаю вас счастливыми и свободными!», обещал научить любить – и у него это получалось. Был ли он Богом? Наверное, все-таки - нет, но учителем – непременно.
Веселый мудрец и лукавый хитрец Ошо, провозгласивший себя Буддой-хулиганом, весело жил сам и учил наслаждаться радостями бытия других. Он владел сотней роллс-ройсов, подаренных ему богатыми учениками, а когда его упрекали в расточительности, отвечал:
«У всех своя специализация: Иисус -- спасал, Моисей – вкладывал средства, а я – трачу. Да будь у меня по одному роллс-ройсу на каждый день года, что в этом плохого? Пусть и у вас они будут – живите и радуйтесь».
«Я любил их за то, что они любили мою свободу»
Ошо появился на свет в 1931 году в семье богатого торговца тканями. Его отца, следуя традициям, женили в десятилетнем возрасте на девочке семи лет. Изо всей своей свадьбы малыш запомнил только долгую дорогу к дому невесты -- жара, пыль, все бредут пешком, а жениха, к его бурной радости, усадили верхом на коня. Как только муж дозрел до исполнения супружеских обязанностей, сразу обзавелся первенцем и возглавил торговый бизнес тестя. Поскольку дети в семье появлялись каждый год, молодые родители с радостью передали старшего сына на воспитание деду и бабушке по материнской линии.
Те сразу поняли, какой необычный у них внук, по свойственной ему привычке часами сидеть на берегу пруда и молча созерцать цветущие лотосы. Ребенок, стремящийся к уединению, в Индии считается отмеченным Богом. Правда, в те минуты, когда юный Ошо не созерцал, он проказничал куда больше, чем остальные его сверстники. Когда малолетний Ошо стащил из местного храма несколько красивых подсвечников, дед, в ответ на жалобы служителей, сказал:
«Он ничего не ворует. Этот храм построен на мои пожертвования. Я подарил многое храму и еще подарю. Пусть берет все, что ему нужно!»
Детство Ошо было безмятежным. Бабушка с дедом называли внука Радж – царь, предоставляли ему полную свободу, баловались и дурачились вместе с ним, не принуждали его ходить ни в школу, ни в храм. Дед говорил:
«Если мальчик захочет прийти в храм, к Богу - пусть приходит один, а не вслед за мной».
Он не навязывал ему свои религиозные взгляды: «Вырастет - сам разберется, в кого и как ему верить», и считал неправильным выбирать себе религию только потому, что ее веками придерживались отцы, ведь способ поклонения Богу, пригодный для человека одного поколения, не всегда подходит представителю другого.
Бабушку Ошо родственники упрекали в том, что она никак не воспитывает внука, а она отвечала:
«Сколько вокруг людей воспитанных -- разве они счастливы от этого? Мы растим человека счастливого и сильного».
В день рождения внука дед нанимал большого слона, усаживал мальчика на его спину, по бокам навешивал два мешка с мелкими монетами. Малыш ездил по окрестным селам и раздавал бедным милостыню, чувствуя себя если не Богом, то по меньшей мере императором. Это чувство ему так понравилось, что он решил, когда вырастет, стать или тем или другим.
Свидания со смертью
Сразу после рождения внука дед отправился к местному астрологу и заказал для мальчика гороскоп. Астролог сказал:
«Твой внук будет великим. Но каждые семь лет ему придется встречаться со смертью лицом к лицу. Смерти, как верной супруге, суждено сопровождать его на всем жизненном пути. Соперниц она не потерпит».
В семь лет Ошо столкнулся со смертью в первый раз – его горячо любимый дед тяжело заболел и умер по дороге в больницу. Потрясенный утратой мальчик несколько лет сопровождал все похоронные процессии в округе, так как хотел понять, что такое смерть.
Именно тогда он впервые физически ощутил, как душа умершего, витая около покинутого тела, старается отдать всю накопленную ею за годы жизни на земле энергию близким, а те, занятые праздной суетой, проявлением горя и дележкой материальных благ, отказываются от ее дара, и как душа от этого страдает.
Второе свидание со смертью состоялось в четырнадцать лет. После гибели деда Ошо вместе с бабушкой пришлось поселиться в доме отца, и, по настоянию родителей, его отдали в школу. Он знал, что теперь, по предсказанию астролога, смерть будет грозить ему лично, и решил отправиться ей навстречу, для чего взял в школе недельные каникулы. Директор спросил: «Зачем?» «Пойду умирать, -- сказал мальчик. -- А если не умру, то вернусь продолжать учебу». Директор счел свидание со смертью веским поводом для внеплановых каникул и позволил пропустить семь дней занятий. Ошо отправился в храм, лег там на каменный пол, неделю не ел, не пил и не двигался с места, ожидая конца: сначала – в ужасе, потом – полный безразличия. Через него переползали змеи, его кусали мухи. Никто мальчика не тревожил: в стране со столь сильными мистическими традициями не принято прерывать чужие свидания с потусторонними явлениями. Ошо пережил сильнейшее нервное потрясение, но смерть в тот раз за ним не пришла.
А через два года умерла его подруга. тихая и задумчивая соседская девочка, которую он любил и на которой мечтал жениться. Спустя много лет Ошо заметил:
«Мне всегда казалось, будто бы из-за плеча каждого, к кому я привязываюсь, на меня глядит сама смерть. И я боялся потерять того, кто мне дорог».
По-настоящему, как живой и страстный человек, он любил только троих - деда, бабушку и эту рано ушедшую в мир иной девочку. Для всех остальных он был учителем, другом, партнером, наставником. Но – не возлюбленным.
У меня нет отца!
С родителями у Ошо отношения не складывались. Они принадлежали к очень суровой ветви религии джайнов, призывавшей доводить себя ограничениями в пище, самоистязаниями и прочими лишениями до кончины, чтобы побыстрее прервать «отвратительную цепь плотских перевоплощений» чистой души в этой «отвратительной жизни» и отпустить ее на волю – в тонкий мир. Ошо запрещали ходить в кино, танцевать и слушать музыку. А он, воспитанный как царь, не намеревался себя ни в чем ограничивать. В маленьком провинциальном городке из-за роскошной прически из длинных волос и красочной, нарядной, развевающейся одежды его считали чудаком.
Однажды отец насильно постриг мальчика. И тогда тот пошел в парикмахерскую и обрил себе голову – так в Индии проявляют траур по скончавшемуся отцу. Ошо брил голову несколько месяцев подряд, и все это время его папу соседи донимали расспросами:
«Что с вами случилось? Мы видели вашего старшего сына и думали, что вас нет в живых!»
После этого случая папа его уже никогда не наказывал и ни к чему не принуждал.
Продолжение ЗДЕСЬ, подпишись на наш канал и читай:
- "Как Свами Вишвананда явил чудо лично для меня" ЗДЕСЬ
- "Я стоял на вершине горы и лицезрел огромные сущности". Джидду Кришнамурти
- "Я понял, что умер и родился вновь, но не человеком, а Богом". История Ошо, будды-хулигана
- Садхгуру, от которого ушла жена. Прямо в другое измерение
Галина Панц-Зайцева (с) "Лилит" * Фото: oshomevlana.ru