Первое время в Риме были рады любым новым поселенцам, в том числе беглым рабам. Тогда в этот новый город стекались бродяги со всей округи, а также рабы, сбежавшие от этрусков, самнитов, латинян, греков и т.д. Но через века Рим сам стал могущественной рабовладельческой державой и оказался вынужден решать проблему: как предотвратить побеги рабов, а если уж рабы сбежали — как их отловить и вернуть законным владельцам?
Самым простым и очевидным решением было надеть на шею каждого раба ошейник с табличкой, на которой написано имя владельца. В самом Риме постепенно такие ошейники стали чисто символическими, а потом от них вовсе отказались. Иначе обстояло дело на Сицилии, где располагались огромные плантации, принадлежавшие римским олигархам. Их обрабатывали рабы в железных ошейниках, порядки там поддерживались самые суровые.
Свободные римляне желали, чтобы рабы отличались от них. Их коротко стригли, запрещали им носить головные уборы на улице, одевали в лохмотья или пёструю одежду из лоскутов. Все эти меры предпринимались не для унижения раба, а чтобы сделать его как можно более заметным в случае побега. Рим вплоть до имперских времён во многом сохранял патриархальный уклад, всё его население делилось на «трибы» (в буквальном переводе — племя) и рода, родственники часто жили в соседних домах, все друг друга знали в лицо. Любого чужака местные жители тут же заметили бы и уж точно не спутали раба со свободным гражданином. Поскольку каждый раб был чьей-то собственностью, добропорядочный гражданин Рима был обязан вернуть его хозяину.
Римляне не строили никаких иллюзий относительно рабов. Сенека в одном из писем приводит народную римскую поговорку: «Сколько рабов — столько врагов». Тацит в «Анналах» передаёт речь некоего Гая Кассия: «Наши предки никогда не доверяли рабской душе, хотя бы рабы родились в одном селе, в одном доме с господами и тотчас были ими обласканы. А теперь, когда между ними люди разных племен, разных вероисповеданий, когда иные из них поклоняются чужим богам, иные вовсе никаким, — то на такое скопище можно действовать только страхом».
Римские юристы полностью разделяли мнение о том, что рабов можно удержать от побегов и мятежей лишь страхом. В трудах античных правоведов, нередко встречаются суждения, касающихся беглых рабов. Например, такие: «Просто беглые должны возвращаться господам, но если они выдают себя за свободных, их обычно наказывают строже».
Юрист начала III в. н.э. Ульпиан писал: «Тот, кто скроет беглого раба — вор. Сенат постановил, чтобы беглых рабов не принимали в сальтусах, чтобы им не покровительствовали вилики или прокураторы владельцев, и назначил штраф; тем же, кто в течение 20 дней вернет беглых рабов господам или представит магистратам, даруется прощение за прошлые деяния. Прощение дается в будущем тем, кто в указанный срок найденных на своей земле беглых передаст господину или магистратам. Это же постановление дало право солдату и частному лицу входить для поиска беглых в имения сенаторов и частных лиц... [а также предписано], чтобы желающим искать беглых давались письма к магистратам и чтобы налагался штраф в 100 солидов на магистратов, которые, получив письма, не окажут содействия ищущим. И на того, кто не разрешит искать у себя [беглых], наложен такой же штраф».
Тот же Ульпиан сообщает о преторском постановлении: «Я разрешаю подать в суд с требованием возмещения в двойном размере на того, кто примет чужого раба или чужую рабыню или внушит что-нибудь мошенническое, что испортит его или ее... Портит же раба тот, кто побуждает его делать или думать что-нибудь дерзкое, кто убедит его совершить беззаконие или кражу или бежать; или подстрекнет чужого раба, чтобы он стал бродягой, или предался чародейству, или чрезмерно увлекся зрелищами, или стал мятежником».
Как можно видеть из этих цитат, римские законы карали не только самого беглого раба, но также свободных граждан, помогавших ему скрыться, пытавшихся спрятать беглеца или же подстрекавших чужих рабов к бегству. Если побег всё-таки состоялся, то приметы беглеца рассылались по округе, а за его поимку объявлялось вознаграждение. В поисках принимали участие не только солдаты и городская стража, но также местные пастухи, хорошо знавшие округу. Шансов скрыться у беглого древнеримского раба практически не имелось.
Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал на ютубе . Также если вам нравятся наши статьи вы можете поддержать нас, став нашим патроном на Patreon.
© Булат Мамлиев