фото отсюда https://www.wildberries.ru/catalog/13132374/detail.aspx
Всем Доброго Аудиофильского!!!
Вот честно скажу, когда году в 2008м начали появляться USB ЦАПы я очень надеялся, что проблем с кабелями у них не будет.
Что не может их там быть. Ведь жесткие диски подключаем, флешки, фотки с зеркалки, да даже принтер наконец. И нет у них ошибок передачи данных.
Особенно у флешек с жеткими дисками.
Так откуда же тогда взяться разнице в звуке у ЦАПа? Ведь данные четко перебегают.
Но не все так просто. Однажды, примерно год назад, мне попался учебник по разработке USB-устройств и написанию драйверов для них.
И вот там-то все и выяснилось.
Сейчас расскажу.
Дело в том, что у USB-контроллера есть 3 режима передачи данных:
1. Синхронный.
2. Служебный, с 15 процентной избыточностью.
3. Ассинхронный с 25 процентной избыточностью.
Под избыточностью данных подразумевается дополнительный объем их содержащий коды Рида-Соломона, а так же контрольные суммы.
При этом у второго и третьего режимов скорость передачи данных снижена в 4 раза, контроллер имеет возможность перезапросить передачу данных, и... самый неудобный момент - Есть задержка на передачу полезных данных.
И вот она-то и решает.
Давайте представим, что наша звуковая карта подключена не для Аудиофильской Музыки, а для геймерства.
Геймеру ведь нужно оперативно и максимально быстро реагировать на рычание справа, или шуршание слева. А если еще и сзади чего в случае мультиканала.
В общем задержки недопустимы. Либо уровень экшена в игре понизится, либо грохнут виртуального персонажа раньше времени.
Да и в случае Скайпа и прочих аудио-видео звонилок, тоже задержка не в тему. Там и так на серверах задержки не слабые.
Поэтому по умолчанию, просто из практических соображений о работе звуковой карты, используется Синхронный режим передачи данных.
А в этом режиме контроля ошибок нет вообще. Отключен. Котроллер-то, что на борту стоит все может. Даже самый дешевый Юсби контроллер может все 3 режима.
И скорости в Ассинхроне у него достаточные для Хай Рез звука на 192 кГц дискретизации. Но задержка. Она не подходит для игр.
Кстати, второй режим, он для того, чтобы контроллеры договорились между собой. Чтобы название подключенного гаджета передать, внутренние синхрокоды, да обеспечить контроль подключения гаджета. Что не отвалился кабель.
В общем в Ассинхроне в среднем летит от 3 до 10 процентов ошибок. Так уж устроен Юсби-интерфейс. Схемотехника у него такая. Там же все максимально рентабельно. Вместо правильного меандра загогули идут с явными задержками нарастания амплитуды, и ограничением на АЧХ с обеих сторон рабочего диапазона.
Ну и как итог применение кабеля с лучшими характеристиками, понижает процент ошибок. Хороший экранированный кабель снизит этот уровень до 1 процента. А то и до 0.5.
Кстати в учебнике, что я читал на эту тему было даже упражнение. Там делался осциллограф на компараторном АЦП(самом простом на диф-каскаде с замером времени, как функции измерения амплитуды). И при замере постоянного напряжения, на экране его то и дело происходили скачки значения. Несколько раз в секунду.
При переключении Синхронного режима, на Ассинхронный, все эти скачки исчезали.
Т.е. по хорошему должно быть как. В стандарном рабочем режиме, ЮСБи ЦАП включен в Ассинхронном режиме. Для игр и Скайпа.
А когда мы запускаем Аудиофильский плеер, то он должен переводить порт в Ассинхронный режим. Тогда чувсвтительности к кабелю не будет. И будет максимально-точная передача данных на ЦАП.
Задержка ведь нам в этот момент не мешает. Мы же файл воспроизводим.
Но ведь для этого нужно отдельную прогу написать. И драйвера.
А по умолчанию реализуется Синхронный режим работы ЮСБи-порта с целью обеспечения геймерской и прочей оперативной аудио-совместимости.
Ну и понятное дело с целью обеспечения маркетологической логики о продажах ЮСБи-кабелей повышенной экранированности и стоимости.
Т.е. по идее нужно просто написать или установить отдельный Аудиофильский плеер. Сам контроллер порта в ЦАПе умеет оба режима передачи данных. Вернее даже все 3.
Но, чтобы это сделать, нужно как-то разобраться в плеерах. Какие переключают контроллер порта, а какие нет. Ну или разобраться в программировании и свой плеер написать.
А пока это не сделано, штатные плееры используют базовый Синхронный Режим передачи данных, который чувствителен к качеству кабеля.
Ну и понятно, что флешки и жесткие диски работают в Ассинхронном режиме. Им ведь ошибки нельзя допускать. Им нужен режим с правом на запрос повторной передачи данных. Который они кстати активируют примерно 10-15 раз в секунду.
Да да! Вот так часто у жесткого диска не сходятся контрольные суммы в принятых пакетах данных.
ЮСБи-порт это пример рациональной схемотехники для широкого спектра применения. Ошибки там бродят постоянно. Он изначально так разработан, чтобы они были. И чтобы их исправлять програмным путем.
Так рентабельнее при производстве массовых, и особенно дешевых изделий.
И тут простая логика. Какой бы супер-дорогой контроллер в ЦАПе не стоял, а в ноуте у вас какой контроллер??? Правильно. Самый, что ни на есть рентабельный и крупнотиражный.
И от этого никуда не деться.
Нужно или отдельный Аудиофильский плеер добывать, который будет переключать порт в Ассинхронный Режим, как у жетского диска, или замечать, что разные кабели влияют на звук.
Вот такая история работы ЮСБи-Интерфейса.
В целом нормальная история. И если бы не Аудиофильские ЦАПы на нем, так и проблемы там нет. Все автоматизировано и оптимизировано. А вот на ЦАПах вылезли сюрпризы. Приходится выбирать, или игры без задержек, или Аудиофильство с задержками.
Ну и понятно теперь, откуда ходят разговоры о разном качестве звучания плееров. То у вас на кабеле 3 процента ошибок набегает, а то запустили другой плеер, а он как переведет порт в Прецизионный режим, в котором ошибок нет.
Такие вот дела.
Спасибо, что дочитали!