Найти тему
severok1979

Спасательные операции советских подлодок - незнаменитые эпизоды войны на море (часть 1).

Оглавление

Когда в поле зрения историков-любителей военно-морского флота попадают действия советских подводных лодок в Великой Отечественной войне, то, как правило, интерес (и сопутствующая полемика) фокусируются на боевой статистике и обсуждении спорных эпизодов, связанных с атаками и, соответственно, результатами этих атак.

Однако, при таком подходе, на мой взгляд, остаются без должного внимания многие другие боевые эпизоды, пусть и не всегда напрямую связанные с боестолкновениями, но, тем не менее, характеризующие личные качества командиров, уровень выучки и подготовки экипажей, технические характеристики и состояние подводных лодок.

Потому в данной заметке предлагаю рассмотреть два не очень известных эпизода, когда одни советские подводные лодки выполняли спасательные операции по оказанию помощи другим советским подводным лодкам.

Эпизод первый связан с подводной лодкой Щ-402 Северного флота, которая 21.02.1942 г. вышла в свой шестой боевой поход. Подводная лодка относилась к типу "Щ" X серии.

Средние подводные лодки типа "Щ"  X серии, вверху лодка Щ-402. Изображение из свободного доступа в сети Интернет
Средние подводные лодки типа "Щ" X серии, вверху лодка Щ-402. Изображение из свободного доступа в сети Интернет

После окончания постройки и испытаний Щ-402 вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота 29.09.1936 г., а после перехода по Беломоро-Балтийскому каналу включена 30.06.1937 г. в состав Северного флота.

Подводная лодка Щ-402. Изображение из свободного доступа в сети Интернет
Подводная лодка Щ-402. Изображение из свободного доступа в сети Интернет

Командиром Щ-402 был старший лейтенант (впоследствии капитан-лейтенант, капитан 3 ранга) Столбов Николай Гурьевич.

Столбов Николай Гурьевич. Изображение из свободного доступа в сети Интернет
Столбов Николай Гурьевич. Изображение из свободного доступа в сети Интернет

Также в этот поход вышел старший инструктор Политуправления СФ батальонный комиссар С.С. Шахов.

Уже 27.02.1942 Щ-402 провела две атаки фашистских конвоев, в результате которых был уничтожен сторожевой корабль «Vandale» (погибло 24 немецких моряка).
Вечером 03.03.1942 в районе Кьелле-фьорда лодка атаковала пару охотников за подводными лодками «Uj-1102» и «Uj-1105» , но промахнулась, зато противник начал преследование - в течение часа противолодочные корабли на Щ-402 сбросили 16 глубинных бомб, в результате чего на субмарине несколько раз заклинивали горизонтальные рули, вышла из строя часть освещения, а через ослабевшие заклепки булевых топливно-балластных цистерн № 3 и № 4 за борт начал просачиваться соляр. К ночи субмарина сумела оторваться от вражеских кораблей и всплыть в надводное положение.
Утром 09.03.1942 подлодка прибыла в новый квадрат, но тут обнаружилось, что сочившийся из поврежденных цистерн № 3 и № 4 соляр оставляет за ее кормой предательский демаскирующий след. Считая, что запаса топлива (не менее 10-15 тонн) в топливных цистернах будет достаточно, командир субмарины приказал продуть в море соляр из поврежденных балластных цистерн. Однако утром 10 марта, когда по приказу инженер-механика был произведен замер топлива во внутренних цистернах, оказалось, что его запас составляет всего 3,5 тонны, чего не хватало на переход в базу даже экономическим ходом. Подлодка повернула в Полярное, однако через 11 часов встала без топлива и легла в дрейф в 30 милях к северо-западу от мыса Нордкап, о чем было доложено командованию. Пока ожидали помощь, экипаж Щ-402, создав смесь из машинного масла и слитого керосина из неизрасходованных торпед, смог дать кораблю ход 4 узла. Спустя 37,5 часов эта смесь закончилась, и подлодка снова легла в дрейф. Ситуация складывалась опаснейшая - лодка беспомощно замерла в надводном положении, находясь при этом как потенциальная мишень в зоне действия вражеских авиации и кораблей.

Командование Северного флота своевременно приняло сообщение лодки об аварии и направило на помощь подводную лодку К-21.


Крейсерская подводная лодка К-21 относилась к XIV серии и, как и все другие лодки данного типа, являлась крупнейшей в советском подводном флоте.

Крейсерская подводная лодка типа "К". Общий вид и варианты окраски. Изображение из свободного доступа в сети Интернет
Крейсерская подводная лодка типа "К". Общий вид и варианты окраски. Изображение из свободного доступа в сети Интернет

03.02.1941 г. лодка К-21 вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. После перехода по Беломоро-Балтийскому каналу лодку 10.09.1941 г. зачислили в состав Северного флота.

Лодкой К-21 командовал капитан 3 ранга (впоследствии капитан 2 ранга) Лунин Николай Александрович.

Лунин Николай Александрович. Изображение из свободного доступа в сети Интернет
Лунин Николай Александрович. Изображение из свободного доступа в сети Интернет

Лунин был уже опытным боевым командиром, но крейсерскую подводную лодку XIV серии он вёл в боевой поход впервые, поэтому вместе с ним в поход старшим на борту вышел командир 1-го дивизиона ПЛ капитан 2 ранга Магомет Имадутди́нович Гаджиев.

Магомет  Имадутди́нович Гаджиев. Изображение из свободного доступа в сети Интернет
Магомет Имадутди́нович Гаджиев. Изображение из свободного доступа в сети Интернет

Не закончив ремонт, на одном дизеле (второй был собран силами личного состава БЧ-5 на переходе!), вечером 11.03.1942 г. лодка К-21 полным ходом в надводном положении направилась на помощь Щ-402. Для сокращения времени перехода маршрут движения подлодки проходил всего в 25 милях от вражеского побережья. Прибыв в точку рандеву и никого там не обнаружив, «К-21» приступила к поиску аварийной Щ-402 в районе с квадратом 40 миль. К утру 13.03.1942, получив уточненные данные, К-21 к полудню наконец-то отыскала Щ-402, которая дрейфовала в точке 71°25 с.ш., 32°48 в.д.

На схеме красной точкой отмечено место встречи подводных лодок Щ-402 и К-21 в Баренцевом море 13.03.1942.

Место встречи подводных лодок Щ-402 и К-21 в Баренцевом море 13.03.1942. Схема подготовлена с помощью сервиса Яндекс.Карты.
Место встречи подводных лодок Щ-402 и К-21 в Баренцевом море 13.03.1942. Схема подготовлена с помощью сервиса Яндекс.Карты.

После того, как подлодки обменялись опознавательными, они пришвартовались друг к другу, и начали перекачку топлива. На данной фотографии хорошо видны сравнительные размеры лодок типов "Щ" (слева) и "К" (справа).

На данной фотографии хорошо видны сравнительные размеры лодок типов "Щ" (слева) и "К" (справа). Изображение из свободного доступа в сети Интернет
На данной фотографии хорошо видны сравнительные размеры лодок типов "Щ" (слева) и "К" (справа). Изображение из свободного доступа в сети Интернет

Соляр подавался через шланг, один конец которого был присоединен к кормовому пожарному рожку в надстройке К-21, а второй, через открытый рубочный люк Щ-402, к открытой горловине ее внутренней топливной цистерны. За час с помощью трюмной помпы на аварийную подлодку удалось подать 8 тонн соляра; 120 л масла передали вручную в резиновых ведрах, что было достаточно, чтобы аварийная субмарина могла вернуться в базу. На случай внезапного появления противника, все оружие подлодок было приведено к немедленному действию, а на швартовых стояли матросы с топорами для обеспечения срочного погружения. После передачи топлива обе подлодки провели дифферентовку, и каждая самостоятельно направились в Полярное, куда К-21 прибыла к утру 14.03.1942, а Щ-402 вечером того же дня.

Уже в базе выяснилось, что причиной несанкционированной выработки внутренних цистерн на Щ-402 стал неправильно собранный во время ремонта запорный клапан замещения соляра во внешней цистерне. 03.04.1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «…за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество» подводная лодка Щ-402 была награждена орденом Красного Знамени.

Флаг Краснознамённого корабля РККФ СССР. Изображение из свободного доступа в сети Интернет
Флаг Краснознамённого корабля РККФ СССР. Изображение из свободного доступа в сети Интернет

Таким образом, рискованная спасательная операция увенчалась полным успехом. Командиры и экипажи обеих подводных лодок действовали чётко, не теряя самообладания и не впадая в панику. Все решения принимались своевременно и профессионально.

По моему мнению, спасение Щ-402 не меньшая (а может быть и большая) заслуга Николая Лунина, чем неудачная атака на линейный корабль "Тирпиц"!

Дальнейшая судьба лодок и моряков сложилась, в основном, трагически. Николай Лунин прошёл всю войну, в послевоенное время дослужился до контр-адмирала, его К-21 сохранилась до наших дней и стала кораблём-памятником.

Николай Столбов погиб 14.08.1942 в результате аварии (взрыв и пожар) на этой же подлодке Щ-402. Сама Щ-402 аварию пережила и погибла в сентябре 1944 года, причем официальная версия, что лодку потопил по ошибке советский торпедоносец на сегодняшний день подвергается серьёзным сомнениям.

Командир дивизиона Магомет Гаджиев погиб 12.05.1942 года на подводной лодке К-23.

Продолжение следует...

Полное оглавление канала severok1979 за 2019 год

Полное оглавление канала severok1979 за 2020 год

Полное оглавление канала severok1979 за 2021 год