Найти в Дзене

«А почему вы не можете открыть музей Кшесинской?» Отвечаю на вопрос экскурсантов

Коллеги из Музея политической истории поделились интересным наблюдением. Многие посетители, приходящие на тематическую экскурсию о балерине М.Ф. Кшесинской, предлагают вместо исторической экспозиции посвятить весь особняк его бывшей владелице. Объясняю, почему это предложение никогда не будет рассматриваться музейным руководством.

Музей политической истории. Фрагмент экспозиции "Фуэте судьбы"
Музей политической истории. Фрагмент экспозиции "Фуэте судьбы"

Особняк М.Ф. Кшесинской — одно из двух зданий, в которых сегодня находится основная экспозиция Музея политической истории. Биография Матильды Феликсовны не обделена вниманием. Так, с историей дома и его хозяйки можно познакомиться на выставке «Фуэте судьбы».

А вот тематика основной экспозиции гораздо шире, чем биография владельцев обоих зданий. К тому же, прожив долгую и насыщенную событиями жизнь, Кшесинская провела в особняке на Петроградской лишь 10 лет. Большинство других особняков и дач, в которых она жила, не сохранились.

Так что известный нам особняк, один из ярчайших образцов архитектуры модерна, чуть ли не единственное мемориальное место в Петербурге, связанное с жизнью балерины. Но увы, от былой роскоши сохранилось сравнительно мало. Парадные интерьеры в особняке Кшесинской восстановлены более чем наполовину. В 1917 г. особняк подвергся разграблению, а последующие его обитатели не слишком стремились сохранить уникальное внутреннее убранство, предметы мебели и, тем более, личные вещи Кшесинской.

Едва ли сейчас удастся найти достаточное количество подлинных, а тем более мемориальных, предметов для того, чтобы наполнить ими все залы музея. Поиск и приобретение подлинных предметов — сложный процесс. Оперативно создать новую экспозицию практически с нуля музею не под силу.

Да и процесс восстановления интерьеров — крайне сложная задача. В советское время в приоритете были залы, связанные с пребыванием в особняке большевиков. Поэтому там сохранилась соответствующая обстановка. О том, что было до 1917 г., можно судить лишь по архивным чертежам и фотографиям. К сожалению, они запечатлели далеко не всю обстановку особняка. А это создает трудности для реставраторов и хранителей, которые могли бы заняться воссозданием интерьеров.

Что получается? Если задаться целью создания мемориального музея Кшесинской, то нам понадобятся:

  • Подлинные предметы, желательно мемориальные, в большом количестве,
  • Архивные документы о жизни Кшесинской и ее семьи,
  • Документы, позволяющие вести работы по восстановлению интерьеров особняка.

Это минимум. В настоящее время музей не обладает необходимым количеством предметов, а значительная часть интерьеров не сохранилась. Поэтому отвести более одного зала на экспозицию о Кшесинской не получится при всем желании. Да и выселять историческую экспозицию некуда.

Поэтому невозможно передать особняк под мемориальный музей. Частично компенсировать это может музей театрального искусства.

Я ни в коем случае не против мемориальных музеев. Но создавать их нужно грамотно и на основе мемориальных предметов, а не просто по желанию посетителей.