Бог принес в мир три системы поклонения: патриархальную, иудаизм и христианство. О них принято говорить как об эрах в религии, освещенных звездным, лунным и солнечным светом. Эти три Божьи религиозные системы, характеризуясь некоторыми общими чертами, имеют также некоторые важные различия.
В начале, в эру звездного света, поклонение было семейным делом. Бог предусмотрел для семьи Авраама стать “великим народом”, то есть нацией под названием “Израиль” (Быт. 12:2; 46:3; Исх. 5:1). Соответственно, эра лунного света в религии, “иудаизм”, была национальной по масштабам и вела к эре солнечного света, христианству, являющемуся интернациональным (Мф. 28:18-20). Исследуя сходства и различия этих эр, мы лучше поймем и оценим тот тип поклонения, который Он желает видеть со стороны христиан сегодня.
ПОКЛОНЕНИЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ
Термин “патриархат” происходит от греческого слова патриа — “семья” (которое, в свою очередь, происходит от слова патер “отец”) и архэйн — “править”. При патриархате каждая семья управлялась отцом и поклонялась по своему собственному усмотрению (Быт. 8:20; 12:7, 8). В центре патриархального поклонения был алтарь, на котором сжигались жертвенные животные, испуская “приятное благоухание” (Быт. 8:21). Приношения из растительного мира не допускались, очевидно, из-за того, что они не содержат крови. Мы читаем:
«Спустя несколько времени Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его...» (Быт. 4:3-5; см. Евр. 11:4).
Жертвоприношения животных с пролитием крови также имели место в эру лунного света (Исх. 29:38, 39; Чис. 28:3, 4). Приношения с кровью как в патриархате, так и в иудаизме указывало на христианство, в частности на кровь “Агнца Божия” (Ин. 1:29; 1 Пет. 1:18, 19). Без пролития крови не было и нет прощения грехов (Евр. 9:22). В 1 Пет. 3:18 мы читаем: “...потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом”.
Наряду с жертвоприношениями животных частью поклонения патриархов была молитва (Быт. 4:26). Она была важным компонентом также в иудейской религии (3 Цар. 8:22-54; Дан. 9:3-23). Молитва не менее важна и в жизни христианина (Лк. 18:1; 1 Тим. 2:1, 2). Павел советовал христианам “непрестанно молиться” (1 Фес. 5:17).
При патриархате, помимо двух установлений о жертвоприношениях животных и молитве, представляется, что божественным требованием была еще десятина, так как Иаков обещал Господу: “Из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть” (Быт. 28:22). Нам не раскрывается, каким образом патриарх собирался отдавать Господу эту десятую часть. Установление о десятине было перенесено и в иудаизм (Лев. 27:30), но не в христианство.
С приходом иудаизма было введено новое богоданное установление, не существовавшее при патриархате, — сжигание благовоний как выражение поклонения. На жертвеннике, изготовленном по специальному образцу, “благовонное курение” восходило к Господу “каждое утро” и “вечером” (Исх. 30:1-8).
Однако же у христиан есть свое жертвоприношение. Вместо того чтобы совершать жертвы всесожжения, как при патриархате или иудаизме, мы должны приносить жертву, описанную Павлом в Рим. 12:1: “Итак, умоляю вас, братья, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего”. Автор Послания к евреям дал следующее руководство христианам из иудеев, которые совершали переход из эры лунного света в эру солнечного света:
«Итак, будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр. 13:15, 16).
ПОКЛОНЕНИЕ ВОСХВАЛЕНИЯ
В иудаизме поклонение Богу выражалось в песнях хвалы (Исх. 15:1, 21; Пс. 9:2; 32:1; Ис. 12:5; 42:10), при этом допускались даже радостные восклицания (1 Пар. 15:28; Пс. 26:6; 32:3) с рукоплесканием (Пс. 46:2) и танцами (Исх. 15:20; 2 Цар. 6:14; Пс. 150:4). Участники профессионального хора применяли свои таланты в прославлении Бога (1 Пар. 6:31-48). Новый Завет дает примеры песнопений как выражения поклонения, перешедшего в христианство (Еф. 5:19; Иак. 5:13), но не упоминает ни хоров, ни восклицаний, ни рукоплесканий, ни танцев.
В иудаизме можно было часто услышать механическую музыку. Когда Давид распорядился перенести ковчег завета в Иерусалим, “весь Израиль вносил [его] с восклицанием, при звуке рога, и труб, и кимвалов, играя на псалтирях и цитрах” (1 Пар. 15:28). В поклонении в религии эры лунного света участвовал профессиональный оркестр (1 Пар. 16:3-6, 42). Давид назначил “четыре тысячи” музыкантов, чтобы они “прославляли Господа на музыкальных орудиях, которые он сделал для прославления” (1 Пар. 23:5). Сам Давид был искусным игроком на гуслях (1 Цар. 16:16), а содержание им большого оркестра было “повелением” Господним “через пророков” (2 Пар. 29:25). “И все собрание молилось, и певцы пели, и трубили трубы...” (2 Пар. 29:28).
Восхваление Бога с помощью механических инструментов, однако, не было перенесено в христианство. Павел подчеркнул контраст между эрой лунного света и эрой солнечного света, написав, что христиане должны “воспевать” не на “гуслях” (греч. кифара; Пс. 70:22), но “в сердцах” (греч. кардиа; Еф. 5:19). Христианам повелевается просто назидать “самих себя псалмами, и славословиями, и песнопениями духовными, славя и воспевая в сердцах ваших Господу” (Еф. 5:19). В Кол. 3:16 говорится: “Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякой премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу”.
ПОКЛОНЕНИЕ СЛУЖЕНИЯ
До того как эра лунного света была пригвождена “ко кресту” (Кол. 2:14), иудейские старейшины требовали от иудея особого религиозного обряда омовения рук перед принятием пищи (Мк. 7:3). Иисус подтвердил даже “наименьшую” из божественных заповедей иудаизма (Мф. 5:19), но не человеческую заповедь омовения рук. Для Него это было “тщетное” поклонение, поскольку являлось учением “человеческим”, а не Божьим (Мф. 15:9).
В эру религии солнечного света христианам было дано повеление не об омовении рук, а об омовении ног. В библейских землях люди ездили на ослах или ходили пешком в сандалиях (на босу ногу) по пыльным, немощеным дорогам, и первым жестом гостеприимства со стороны доброго хозяина было предложение тазика с водой для того, чтобы гость мог обмыть свои ноги. Окунув ноги в воду, усталый путник ощущал прилив сил. Для гостя сказать, что “ты воды Мне на ноги не дал”, было свидетельством неучтивости со стороны хозяина (Лк. 7:44).
Хозяин предлагал таз и воду, и гость мыл себе ноги (Быт. 18:4; 19:2; 24:32; 43:24; Суд. 19:21). Однако в одном случае Авигея проявила желание послужить, предложив людям Давида: “Вот, раба твоя готова быть служанкой, чтобы омывать ноги слуг господина моего” (1 Цар. 25:41). Иисус явил такое же готовое к служению сердце, когда омыл ноги Своим ученикам (Ин. 13:3-17).
Ноги, которые омыл Иисус, не были тщательно вымыты перед тем, как Он приступил к выполнению этой рутинной работы. Не омыл Он и по одной ноге у каждого из учеников в качестве религиозного обряда. Обе ноги учеников были грязными от ходьбы, и обе были омыты. Цель омовения — сделать их чистыми. Оказывая эту услугу, Иисус устанавливал образец. Он сказал апостолам: “...чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам” (Ин. 13:15). Он учил действием — а это гораздо доходчивее проповеди — что мы должны помогать друг другу.
Когда мы помогаем другим — это как “омовение ног” нуждающемуся. От христианина может потребоваться поменять подгузники (см. 1 Тим. 5:10), перевязать раны (Лк. 10:34) или омыть тело умершего (Деян. 9:37). Тем не менее, Библия не содержит никаких указаний на обрядовое омовение ног, смену подгузников, перевязывание ран или омытие тела умершего человека. Некоторые искренние люди становятся виновными в “тщетном” поклонении, производя ежемесячные церемониальные омовения у каждого участника одной заранее вымытой ноги. Если мы обыкновенную услугу человеку превращаем в религиозный обряд, тогда это к нам обращены слова Иисуса: “Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим” (Мф. 15:9).
С другой стороны, есть такие, кто учит, что все, что бы ни делал христианин, включая омовение рук, — это поклонение Богу. Этих проповедников ввело в заблуждение ошибочное вкрапление слова “поклонение” в Рим. 12:1 в некоторых переводах. Хотя слово латруо иногда означает “поклоняться”, контекст Рим. 12:1 требует обычного значения “служение”.
Исполненные благих намерений проповедники цитируют Рим. 12:1 по переводам, где использовано слово “поклонение”, желая побудить своих слушателей быть христианами во всякое время, а не только в воскресенье утром. Членов церкви воистину следует учить тому, что, “едят ли, пьют ли, или иное что делают” каждый час каждого дня, они должны все делать “во славу Божию” (1 Кор. 10:31). Однако будничные дела христианского служения не являются поклонением. Вывеска, размещенная над дверью одного из залов для проведения богослужений, хорошо передает эту мысль: “Входи для поклонения, выходи для служения”.
ПОКЛОНЕНИЕ СЕРДЦА
По существу, поклонение — это умственная работа: это мысль, эмоция, чувство, желание восхвалять Бога, восхищаться Им и прославлять Его. Поклоняться — значит мысленно чтить, боготворить и благоговеть перед существом или предметом, почитаемым поклоняющимися достойным этого. Поклонение не является постоянным. Оно имеет начало и конец.
Например, перед тем как — после известного события — поклониться Богу, Давид “умылся, и помазался, и переменил одежды свои”. Затем он “пошел в дом Господень, и молился” (2 Цар. 12:20). После своего поклонения он, “возвратившись домой, потребовал, чтобы подали ему хлеба, и он ел”. Мы видим три разных действия: (1) Давид приготовился к поклонению, (2) он совершил поклонение и (3) он ел.
Также три этапа мы наблюдаем, когда прозелит-эфиоп (1) отправился в Иерусалим для поклонения, (2) совершил поклонение и затем (3) возвращался домой (Деян. 8:27, 28).
Иногда я проповедовал о “пяти актах христианского поклонения” (песнопение, молитва, чтение из Писания, вечеря Господня, сбор пожертвований). В каком-то смысле я был неправ. Внешние действия не являются поклонением, хотя они и сопровождают то, что происходит в сердце. Например, просто физический акт коленопреклонения (Лк. 22:41; Деян. 20:36; 21:5) не является поклонением. Воины Пилата становились “на колени, кланялись Ему” (Мк. 15:19), но в их сердцах не было поклонения.
Однажды на вечерние детские занятия по Библии пригласили группу детей из другой общины. Они вошли в комнату, где была приготовлена вечеря для вечернего воскресного причастия, и съели весь пресный хлеб и выпили весь виноградный сок. Внешне они выполнили все то, что делают христиане, когда принимают вечерю Господню. Однако внешний поступок детей не являлся поклонением, ибо поклонение всецело происходит внутри человека, в его сознании.
Поскольку поклонение происходит на духовном, а не на физическом уровне, поза, которую вы занимаете, не является принципиальной. Можно поклоняться стоя (Быт. 24:42, 43) или пасть ниц, “на лицо” (Мф. 26:39). Можно безмолвно, лишь шевеля или даже не шевеля губами, поклоняться Богу в “сердце” (Быт. 24:45; 1 Цар. 1:13). Сложены ли руки на груди, подняты вверх или “воздеты” к небесам, не меняет того, что происходит в сердце (1 Тим. 2:8; 3 Цар. 1:13). Поклонение, которое совершается в сердце, может выражаться любым положением тела.
Не вызывает никаких сомнений то, что псалмопевец поклонялся в сердце своем, когда писал эти слова: “Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому...” (Пс. 41:2, 3).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
От века к веку меняется поклонение Богу, но Бог не меняется. План, задуманный Им для человека прежде основания мира (Еф. 1:4; 1 Пет. 1:20), был исполнен в Сыне Его в эру солнечного света христианства.
Мы, христиане, должны поклонятся Богу в соответствии с повелениями и примерами, данными нам в Новом Завете. Наше поклонение должно идти от сердца и выражать хвалу, восхищение и благодарение Богу. Один из величайших моментов в нашей жизни происходит тогда, когда мы признаем Бога Богом и поклоняемся Ему в духе и истине (Ин. 4:23, 24).