Найти тему
Христианство и смысл жизни

О терпении и постоянстве в христианской жизни

Оглавление

«претерпевший же до конца спасётся.» (Мф. 24: 13).

Господь говорит о том, что в последние дни наступят времена тяжкие, каких не было от начала сотворения мира. Будут глады, моры, землетрясения, войны, в людях охладеет любовь. Люди будут ненавидеть друг друга, будет много лжепророков и лжеучений… (См. Мф. 24). И что же Господь говорит своим ученикам и нам делать в такой ситуации?: «терпением вашим спасайте души ваши.» (Лк. 21: 19). В жизни каждого человека бывают такие ситуации, такие обстоятельства, в которых без добродетели терпения не обойтись. В жизни христианина терпение является одной из самых важных добродетелей. Долготерпение – это дар Святого Духа, который упоминается Апостолом Павлом: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона.» (Гал. 5: 22). Но чтобы стяжать терпение человеку требуется понуждать себя к терпению и усилием своей воли. Святитель Иоанн Златоуст определяет терпение как «навык все переносить». Терпение в жизни христианина неразрывно связано и с другими добродетелями, с верой, смирением, любовью к Богу, надеждой на жизнь будущего века. Терпение помогает быть постоянным в христианской жизни и всё преодолевать, идти узким, часто скорбным, путём спасения несмотря ни на что. Терпение укрепляется в трудах благочестия произвольных, но и в результате перенесения скорбей, случающихся помимо воли человека. Поэтому скорби промыслительно попускаются христианину Богом, чтобы человек стяжал эту добродетель по жизни и смог терпеливо перенести и свой смертный час, который неизбежен для всех. «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.» (Рим. 5: 3-5). Человек, переживающий скорби, приобретает терпение, опыт преодоления трудностей, без скорбей же невозможно стяжать эту добродетель. Долготерпение и стойкость в вере ведёт к награде от Господа. Научаяй руце мои на брань, и положил еси лук медян мышца моя. И дал ми еси защищение спасения, и десница Твоя восприят мя, и наказание Твое исправит мя в конец, и наказание Твое то мя научит.» (Псалом 17: 34-35). Христианин призван к тому, чтобы претерпеть до конца всё, все случающиеся трудности и быть верным до смерти. «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.» (Откр. 2: 10). Господь Иисус Христос претерпел до конца всё, а следом за Ним, Апостолы, мученики, преподобные и все святые претерпели до конца и получили венец жизни и вечную славу с Господом. Также эта добродетель связана и со страхом Божием, потому что Господь говорит: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.» (Мф. 10: 28). Люди, которые претерпели всё даже до смерти этого временного тела в этом временном мире, но сохранили веру, безусловно надеялись на жизнь будущего века, зато они сохранили свою бессмертную душу для жизни вечной. «Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти.» (Откр. 2: 11). А вторая смерть – это есть вечная смерть души в озере огненном. «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь — в озере, горящем огнём и серою. Это — смерть вторая.» (Откр. 21: 8). Отличительной чертой терпеливого человека является мужество. Святые отцы указывают на эту черту: мужество, неустрашимость души и готовность безропотно, охотно и великодушно переносить скорби и искушения от людей, страстей и демонов.

-2

Терпение помогает христианину быть постоянным в духовной жизни. Блажен, тот, кто претерпит всё до конца, дойдёт до конца и сохранит веру. Блажен, кто держится до конца этого пути, настойчив в своём стремлении к Господу, кто постоянен в трудах благочестия. В жизни христианина бывают разные периоды, так как человек изменчив по своей природе. Есть период лета, а есть период зимы, охлаждения души. И в том и другом состоянии нужно не отчаиваться, проявить терпение, упование на Господа и постоянство. Бывает так, что человек под действием благодати начинает вести активную духовную жизнь, молиться, внимать себе, чтобы не делать зла, а делать добро, а когда благодать отступает бросает всё и начинает делать зло. Так вот, в такие периоды отступления благодати, периоды уныния надо тоже быть внимательными к себе и сохранить верность Христу, это есть победа над собой; «вечер водворится плачь, и заутра радость.» (Псалом 29: 5). Никогда не нужно отчаиваться. Господь говорит о том, чтобы мы были постоянны, настойчивы в молитве, своём прошении о помиловании и спасении. Он рассказывает следующую притчу. «Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: «защити меня от соперника моего». Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: «хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не даёт мне покоя, защищу её, чтобы она не приходила больше докучать мне». И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?» (Лк. 18: 1-7). Очень многое зависит от привычек человека. Есть греховный навык, который бывает очень трудно искоренить, но всё-таки со временем возможно. Результат может быть не сразу, понадобится время, чтобы избавиться от той или иной страсти. А есть хорошие благочестивые привычки, которые нужно утверждать, например, привычка к непрестанной молитве. «Непрестанно молитесь.» (1-е Фес. 5: 17). Хорошо иметь привычку благодарить за всё Бога. «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.» (1-е Фес. 5: 18). Хорошая привычка - радоваться всему и видеть во всём хорошее, концентрироваться на хорошем, на том, что у нас есть, а не на том, чего у нас нет. «Всегда радуйтесь.» (1-е Фес. 5: 16). Хорошая привычка – богомыслие, восприятие всё с духовной стороны, когда человек имеет память смертную, памятование о Боге, о Суде Божием, о воздаянии в вечности, и поэтому стремиться к деланию Евангельских заповедей, ищет не своей воли, а воли Божией, приобретая такой образ мысли, согласный с Евангелием. «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.» (Кол. 3: 1-4). Хорошей привычкой является привычка к терпению и смиренному перенесению всего, что промыслом Божием будет угодно послать нам, доброго и злого. Например, если кто-то оскорбляет - терпеть, прощать обидчика, отказываться от ненависти, мести, обиды, молиться за врагов по слову Господа: «любите врагов ваших» (Мф. 5: 44), как и Господь молился за распинающих Его. Полезной привычкой является уступать ближним, терпеть их недостатки, помогать им, проявлять милосердие. А также благодушно переносить скорби, зная, что они посылаются промыслительно для блага и во спасение бессмертной души милосердным Господом, зная, что всё случается с нами по воле Божией. Полезной привычкой является читать Евангелие, святых отцов, привычка посещать храм Божий, исповедоваться в грехах, причащаться Святых Христовых Тайн, удерживаться от зла и делать добро. Все эти навыки помогают стяжать Дух мирен, который так необходим для спасения. «Незлобивии и правии прилепляхуся мне, яко потерпех Тя, Господи» (Псалом 24: 21). В этом заключается христианский подвиг. По словам преподобного Серафима Саровского, христианское «подвижничество требует терпения и великодушия... Терпение есть трудолюбие души, а трудолюбие состоит и в добровольных трудах и в перенесении невольных (скорбных) искушений. Законом терпения служит любовь к трудам; опираясь на них, ум надеется получить обетование будущих благ». Нежелание терпеть что-то или, например, тот же гнев – это не проявление силы, а напротив, проявление малодушия, не умения владеть собой. Как написано: «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.» (Притчи 16: 32). Если не достаёт терпения всегда нужно обращаться к Богу с молитвой, просить, чтобы Господь дал силы, мужество и терпение в искушениях и скорбях. «Чаях Бога, спасающаго мя от малодушия и от бури.» (Псалом 54: 8). Важно быть постоянным в делании заповедей Божиих, в которых выражается Его воля, тогда душа будет спокойна, потому что благодаря деланию заповедей, которые и дал нам Господь как Любящий Отец Своим детям, для нашего блага, чтобы облегчить нам жизнь, и чтобы мы обрели мир, покой, а затем и жизнь вечную. «Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения.» (Псалом 118: 165). А если человек делает заповеди Божии, или понуждает себя к их деланию, Бог подаёт ему благодать Святого Духа. «Обаче Богови повинися, душе моя, яко от Того терпение мое.» (Псалом 61: 5).

-3

Бывает так, что человек впадает в грех и боится обратиться к Господу, думая, что Он его не примет, появляются помыслы отчаяния. Бесы начинают внушать ему, что он не спасётся, что Бог не примет Его. «Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения eму в Бозе eго. Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея.» (Псалом 3: 1-4). И здесь тоже нужно проявить терпение и не в коем случае не отчаиваться, а принести покаяние, исповедаться и идти дальше, уповая на милость Божию. Потому что нет греха, побеждающего милосердие и долготерпение Божие. Даже, если падения случаются постоянно, то и тогда надо вставать, и идти дальше. Вот один поучительный случай, который был в жизни у одного монаха. «Брат пошел почерпнуть воды из реки. Там он встретился с женщиной, стиравшей белье, и пал с нею в блуд. По совершении греха он взял водонос с водой и пошел в келию. Бесы напали на него и начали сильно возмущать помыслами, говоря: “Зачем ты идешь в келию? Тебе нет спасения! Возвратись в мир!” Брат понял, что они хотят его совершенной погибели и отвечал помыслам: “Откуда вы пришли? Зачем смущаете меня, стараясь привести в отчаяние? Я не согрешил, повторяю вам, я не согрешил.” Отразив таким образом помыслы, брат пришел в келию и продолжал безмолвствовать в ней по-прежнему. Случившееся Бог открыл одному из старцев, соседу брата, возвестив, что он пал и в самом падении одержал победу. Старец пришел к брату и спросил его: “Как ты поживаешь?” Он отвечал: “Хорошо, отец!” Старец опять спросил его: “Не случилось ли с тобой на этих днях чего неприятного?” – “Ничего,” – отвечал брат. Тогда старец сказал о бывшем ему откровении. Брат рассказал ему о случившемся. Старец, выслушав брата, сказал: “Поистине рассуждение твое сокрушило всю силу вражью.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 448. № 29). Таким образом, уповая на милость Божию, монах не отчаялся, но пошёл дальше. Человек существо немощное, нужно всегда уповать на Бога и Его милосердие и обращаться к Нему в молитве, чтобы Он дал силы и терпение идти этим узким путём и дойти до победы. «Итак, помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.» (Рим. 9: 16). С Богом всё возможно. «Яко царь уповает на Господа, и милостию Вышняго не подвижится.» (Псалом 20: 7). Тот, кто стяжал добродетель терпения может преодолеть всё, быть постоянным в добре, предавая себя Воле Божией. «Не устрашайся, хотя бы ты падал каждый день, и не отходи от путей Божиих. Стой мужественно и ангел, тебя охраняющий, почтит твое терпение”. Преподобный Иоанн Лествичник.

-4

«Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.» (Мк. 8: 35).

«Услышит тя Господь в день печали, защитит тя имя Бога Иаковля. Послет ти помощь от Святаго и от Сиона заступит тя. Помянет всяку жертву твою, и всесожжение твое тучно буди. Даст ти Господь по сердцу твоему и весь совет твой исполнит. Возрадуемся о спасении твоем и во имя Господа Бога нашего возвеличимся. Исполнит Господь вся прошения твоя.» (Псалом 19: 1-5).

Если Вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Спаси Вас, Господи!