Найти тему

Китайские ракетные компании готовятся к испытаниям многоразовых ракета носителей

Подготовка к статическому огневому испытанию этапа испытаний "Туманность-М" в июле 2021 года. фото: Deep Blue Aerospace
Подготовка к статическому огневому испытанию этапа испытаний "Туманность-М" в июле 2021 года. фото: Deep Blue Aerospace

ХЕЛЬСИНКИ. Ряд китайских ракетных фирм готовится провести первые испытания в рамках проекта по разработке многоразовых ракет-носителей.

Компания Beijing Deep Blue Aerospace Technology Co., Ltd. провела 10-секундное статическое огневое испытание испытательного транспортного средства для проверки технологии “Туманность-М” высотой 7,3 метра, объявила компания 13 июля.

Deep Blue Aerospace планирует провести испытания с переменной тягой перед попыткой вертикального взлета, испытания на вертикальную посадку с помощью Nebula-M. График этих попыток не был указан.

Nebula-M использует керосин Leiting-5 (Thunder 5) с жидким кислородом, двигатель с электрическим насосом и будет совершать прыжки на метровый и 100-метровый уровни. Испытания можно рассматривать по аналогии с экспериментальными полетами SpaceX Grasshopper как шаг к многоразовым ракетам.

Испытания hop проложат путь для орбитального запуска многоразовой ракеты-носителя "Туманность-1". Туманность-1 диаметром 2,25 метра должна быть способна поднимать 500 килограммов на Солнечно-синхронную орбиту протяженностью 500 км. Также разрабатывается более крупная ракета носитель "Туманность-2" диаметром 3,35 метра, способная отправить на низкую околоземную орбиту 4500 килограммов.

огневые испытания космического двигателя JD-1 в мае 2020 года.
огневые испытания космического двигателя JD-1 в мае 2020 года.

Это испытание является одним из ряда усилий китайских компаний по разработке многоразовых, экономичных жидкостных ракет-носителей. Наряду с Deep Blue Aerospace, space работает над испытаниями прыжка с использованием испытательной ступени для многоразовой ракеты-носителя "Гипербола-2" с метаном и жидким кислородом. В апреле фирма провела длительные испытания двигателя Цзяодянь-1 с регулируемой тягой.

Компания Landspace, которая предприняла свою первую и пока единственную попытку запуска с помощью твердотопливной ракеты Zhuque-1 в 2018 году, как ожидается, проведет первый запуск своей ракеты Zhuque-2 methalox в этом году. Основатель Чжан Шанву заявил в апреле, что фирма выберет возможность для запуска в течение следующих шести месяцев.

Zhuque-2 изначально будет расходным материалом, но Landspace планирует модернизировать двигатели, чтобы сделать ракета носитель VTVL многоразовой.

Эти усилия являются иллюстрацией уровня амбиций в коммерческом космическом секторе Китая, в то время как их успех или неудача будут свидетельствовать о достигнутом прогрессе и возможностях. Эти события также являются реакцией на изменения в секторе запуска,

инициированные в Соединенных Штатах, а именно появление частных компаний по запуску и переход к возможности повторного использования.

Переполненное коммерческое поле

Четыре китайские ракетные компании предприняли попытки запуска на орбиту после решения правительства Китая открыть космический сектор для частного капитала в 2014 году. Две компании—iSpace и Galactic Energy—успешно вывели полезные грузы на орбиту.

Однако до сих пор во всех попытках использовались более простые и расходуемые твердотопливные ракеты, а жидкостные ракеты создавали более сложные проблемы. Однако предстоящие испытания Deep Blue Aerospace не станут первыми испытаниями прыжка китайской компании. В августе 2019 года Linkspace успешно провела тест VTVL на высоте 300 метров. Вскоре после этого фирма подписала сделку с Цзючжоу Юньцзянем на двигатели для орбитальной ракеты, но с тех пор хранила молчание, за исключением уведомления о наборе, опубликованного в марте.

"Галактическая энергия" также разрабатывает многоразовую ракету. Тестовый запуск kerolox Pallas-1 запланирован на конец 2022 года. Ожидается, что пекинская фирма первой осуществит успешный первый запуск с большим количеством коммерческих миссий твердотопливной ракеты Церера-1.

Ряд китайских компаний по коммерческому запуску привлекли огромные раунды финансирования, несмотря на большое количество участников, конкурирующих за долю на неопределенном коммерческом рынке.

Более десяти фирм—Landspace, OneSpace, iSpace, Linkspace, Galactic Energy, Deep Blue Aerospace, Space Pioneer, Космический транспорт, Аэрокосмическое движение, технологии космических исследований Seres, Oriental Space, Spacetrek и Rocket Pi—планируют разработать ракеты-носители.

Запуск первой ракеты "Церера-1" Galactic Energy из Цзюцюаня 7 ноября 2020 года.
Запуск первой ракеты "Церера-1" Galactic Energy из Цзюцюаня 7 ноября 2020 года.

China Rocket и Expect, дочерние компании крупных государственных космических подрядчиков, дополнительно запустили твердотопливные ракеты. Оба также планируют разработать многоразовые жидкостные ракеты. CAS Space, ответвление Китайской академии наук, также вошло в этот сектор.

Такие инициативы, как национальный проект спутникового интернета, могли бы предоставить возможности для заключения контрактов на пуски для коммерческих предприятий.

Фирмы получили поддержку в рамках национальной стратегии слияния гражданского и военного секторов. Это включает содействие передаче ограниченных технологий одобренным фирмам в целях содействия инновациям в технологиях двойного назначения.

Государственное управление по науке, технологиям и промышленности для национальной обороны (SASTIND) также выпустило руководство по разработке ракет-носителей и малых спутников в рамках очевидных усилий по созданию четкой нормативной базы для коммерческой космической деятельности.

Главный космический подрядчик страны, Китайская корпорация аэрокосмической науки и техники. (CASC), также изучает возможность повторного использования. Новый Long March 8, созданный на основе одноразовой Long March 7 и более старой Long March 3B, совершил первый полет в декабре и, как ожидается, будет превращен в ракетоноситель VTVL (многоразовый). Первый этап испытаний VTVL hop ожидается в этом году. Плавник сетки и другие испытания также проводились с более старыми ракетами Long March 2C, и ожидается, что варианты Long March 6 будут многоразовыми.

В долгосрочной перспективе Китай заявил, что он нацелен на интеллектуальные, восстанавливаемые и многоразовые ракеты-носители примерно к 2035 году. Концепции дизайна будущей китайской сверхтяжелой ракеты Long March 9, похоже, переходят от устоявшегося стиля Long March с боковыми ускорителями к одноядерной (имеется ввиду центральная ступень без боковых ускорителей) версии с кластерными двигателями, более пригодными для повторного использования на первой ступени, согласно презентации старшего китайского конструктора ракет.

P/S " Это перевод с SpaceNews с максимальным сохранением смысла публикации .

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки.