Найти тему
Папа Научит!

Проблема детей и гаджетов

Оглавление

Многие родители сейчас прибегают к одной и той же тактике чтобы отвлечь или успокоить ребенка: они дают ему телефон, планшет или компьютер. Да, ребёнка очень легко занять таким образом, но правильно ли поступать таким образом?

Главный вопрос, который я хочу поднять – стоит ли использовать гаджет для того, чтобы занять ребенка, и, если да, то как часто это рекомендуется делать?

Прежде всего, давайте попробуем понять, для чего родители используют гаджеты:

  1. Необходимо что-то сделать, и родители не хотят, чтобы ребёнок им мешался. Телефон или телевизор дает возможность занять ребенка на время домашних дел.
  2. Ребенок находится в плохом настроении, а с помощью любимого мультика или аудио книги его хотят отвлечь и развеселить.
  3. С помощью просмотра поучающих мультфильмов и роликов ребенка хотят научить чему-нибудь.

Каждая причина имеет довольно весомое логическое обоснование, но самый простой способ – не всегда самый верный. Сначала давайте разберемся в том, какой вред приносит постоянное использование телефонов, планшетов и компьютеров, а затем вы узнаете, как его избежать или минимизировать.

-2

Негативные стороны постоянного использования гаджетов

Постоянное и пристальное внимание, которое дети оказывают телефону или планшету ведёт к ряду негативных психологических и физиологических преобразований:

  • Проблемы с позвоночником и осанкой

Длительное пребывание в одной позе, как правило, сидя с опущенной головой, приводит к возникновению «позвоночного синдрома». Он характеризуется чрезмерной нагрузкой на позвоночник (в сидячем положении она выше на 40%) и может привести к сколиозу, кифозу или лордозу – искривлению позвоночника в разных плоскостях. Этот синдром особенно часто встречается у людей, которые много времени посвящают играм или работе за компьютером.

  • Проблемы со зрением и глазами

«Компьютерный зрительный синдром» проявляется в сухости, жжении, рези в глазах и головных болях. Из-за того, что изображение на экране неестественно яркое и плоское (не объемное), у ребенка затрудняется и нарушается аккомодация глаз – способность видеть предметы на разном расстоянии и оценивать это расстояние. В конечном итоге это может привести к развитию близорукости и перенапряжению зрительных нервов.

  • Проблемы с дыханием

«Дыхательный синдром»вызывается сдавливанием грудной клетки вследствие длительного сидения и заключается в постоянной нехватке кислорода вследствие недостаточной вентиляции легких; застойный венозный синдром представляет собой постепенное развитие дефицита венозного оттока в нижних конечностях, приводящее к болям вследствие голодания мышечных тканей.

  • Затруднение социализации

Для ребенка виртуальный мир становится своего рода наркотиком. В случае его отсутствия он скандалит, плачет и требует свой телефон/планшет обратно. Такая зависимость проявляется в снижении интереса к общению со сверстниками и родителями, ведь все самое интересное у блогеров на ютубе, в играх или мультфильмах. Настоящая жизнь на этом фоне становится блеклой и неинтересной.

Если говорить об играх, то они еще больше усиливают разрыв между ребенком и его сверстниками. В игре ребенок чувствует себя хозяином положения, тем самым компенсируя возможные проблемы с самооценкой. Все это формирует такое поведение, когда игра становится единственным удовольствием и практически смыслом жизни ребенка. Игры повышают состояние нервозности и страха, так как ребенок стремится во что бы то ни стало добиться победы. Наверное все видели ролики, как одурманенные горем подростки ломают компьютеры, клавиатуры и другие вещи, очень остро переживая свое поражение.

-3

Задержка психо-речевого развития

Понаблюдайте со стороны за тем, как ребенок смотрит мультфильмы или играет на телефоне. Он не общается с гаджетом, а просто взаимодействует с ним по заученной программе. Сидит со «стеклянным взглядом», почти не моргая и не реагируя на внешние раздражители. Если учесть, что дети в возрасте 3 - 5 лет практически не усваивают информацию, которая им подается в мультфильмах, то польза от таких занятий стремится к нулю. На это прямо указывает то, по какому принципу ребенок выбирает видео на YouTube или любом другом видео-сервисе: точно также, как и с обычными игрушками – по яркости и насыщенности. Ему по-сути все равно, что смотреть – фантастический боевик или клип на песенку про машинку, главное, чтобы было больше красок. Так уж устроен наш мозг, и ребенка нельзя в этом винить.

Если обобщить, что постоянный просмотр мультфильмов снижает интеллектуальную активность ребенка, ведь вся информация преподносится ему «на блюдечке». Ему совершенно не нужно анализировать или обдумывать увиденное.

Когда ребёнка можно пустить к гаджетам?

С какого возраста ребенка можно пускать за компьютер, давать ему в самостоятельное пользование планшет или телефон? Такой вопрос уже многие годы обсуждается всемирно известными психологами. Десятки профильных исследований показали и доказали, что приобщать дошкольника к компьютеру можно не раньше, чем с пяти лет. По утверждениям специалистов формирование основных психических функций происходит именно к пяти годам. Тогда же он становится психологически готов к использованию компьютерной среды.

Некоторые источники говорят о том, что минимальный возраст ребенка для освоения компьютерных технологий составляет 3 года, так как в этот период происходит интенсивное развитие мышления ребенка с переходом от наглядно-образного к абстрактно-логическому. Однако, в таком возрасте взаимодействие с технологической средой должно проходить под контролем взрослых и быть строго ограниченным по времени.

В начале материала использование телефонов и компьютеров было представлено только с точки зрения недостатков. Однако, применение гаджетов может приносить пользу, если к этому вопросу подходить с умой. Как говориться, хорошего помаленьку.

Программы и мультфильмы нужно использовать как средство развития и обучения ребенка, а не развлечение. Развивающие приложения, в отличии от обычных игр, благотворно влияют на развитие психики малышей. Программа, созданная по типу развивающих занятий, каждое из которых имеет в своей основе завершённый сюжет, предполагает наличие развивающих целей и задач. В ходе выполнения таких занятий дети реализовывают их основную задачу, видя при этом результат своей деятельности, и после всего абсолютно без стресса могут прекратить занятия.

Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления.

-4

И напоследок несколько простых советов:

  • Не смешивайте прием пищи с просмотром мультфильмов
  • Сделайте просмотр мультиков осмысленным (спрашивайте ребёнка, что он усвоил из конкретного мультфильма или просите его пересказать)
  • Занятия с помощью видео или игр должны быть дополнением к пройденному материалу
  • Если вы хотите отвлечь ребенка на время своих дел, попробуйте поступить наоборот – сделайте его компаньоном в своем деле

Родителям необходимо следить за тем, чтобы мультфильмы и игры не были для ребенка заменителем общения со сверстниками и близкими. С другой стороны, полностью ограждать ребенка от современных технологий тоже нельзя – это часть будущего, в котором он будет жить. Он должен быть готов к вызовам, которые встретит на своем жизненном пути.

Напоследок хочется сказать: мы – пример для своих детей. Мы и сами проводим огромное время, уткнувшись в телефон – в метро и автобусе, за едой или перед сном. Мы умудряемся играть на телефоне во время просмотра телевизора и работать, слушая новости. Мы пропускаем через себя невероятное количество информации, но не понимаем и не запоминаем ее.

Будьте здесь и сейчас со своим ребенком, играйте с ним, учите его, воспитывайте. Относитесь к нему, как к человеку со своими проблемами и радостями, а не как к безвольной собачке, которую достаточно припугнуть когда нужно, чтобы она спряталась в свой угол. Как говорил о воспитании известный Доктор Януш Корчак: «Современное воспитание требует, чтобы ребенок был удобен. Шаг за шагом оно ведет к тому, чтобы его нейтрализовать, задавить, уничтожить все, что есть воля и свобода ребенка, закалка его духа, сила его требований и стремлений. Будьте осторожны, чтобы не спутать «хороший» с «удобным». Ребенок не лотерейный билет, на который должен пасть выигрыш в виде портрета в зале заседаний магистрата или бюста в фойе театра. В каждом есть своя искра, которую может высечь кремень счастья и правды, и, может, в десятом поколении она вспыхнет пожаром гениальности и, прославив собственный род, осветит человечество светом нового солнца».