Я могу сколько угодно писать про «ландшафт» рынка труда, про новые профессии, про карьерные компетенции.
Но ситуация такова, что реальный выбор подростков (да и взрослых) отстает от мировых, а зачастую даже российских тенденций развития карьеры.
Школьники в возрасте 15 лет чаще всего выражают интерес к ограниченному числу профессий (около 10): менеджер, врач, учитель, строитель… Хотя современный мир профессий невероятно разнообразен и новые направления работы появляются практически каждый день. Причина чаще всего кроется в недостаточном информировании школьников о рынке труда настоящего и будущего. Что скрывать, достойных инструментов информирования очень мало.
Но это важно. Важно не столько полностью оформленный выбор, сколько определенность карьерных устремлений (понимание какой тип карьеры мне подходит, что для меня является высшей профессиональной целью).
Лонгитюдные исследования жизненных траекторий показывают высокое соотношение неопределенности профессионального выбора с негативными финансовыми последствиями. Так неоформленность карьерного выбора в 16 лет имеет отрицательное влияние на зарплату в 26.
Молодые люди с высокими карьерными притязаниями (это не только стремление овладеть «престижной» профессией, но и желание стать лидером в своей профессиональной сфере), имеет более значимые образовательные достижения, выбирают более перспективные специальности и получают более высокую заработную плату.
Но помимо личных амбиций большое значение в профессиональной судьбе подростка имеет семья. В семьях с высоким социально-экономическим статусом, в отличии от семей с низкими показателями (сюда входит уровень доходов, жилищные условия, предметное окружение), подростки чаще ориентируются на более престижные и высокооплачиваемые профессии. При этом образовательные успехи (оценки, победы в олимпиадах и конференциях) не играют особой роли.
Молодые люди из семей с средним и высоким достатком умеют реализовывать сценарий, ориентированный на будущее и контроль индивидом своей судьбы, при этом как молодежь из семей с низким социально-экономическим статусом чаще занимает пассивную позицию в отношении как выбора карьеры, так и жизненных приоритетов.
Подростки из последней группы чаще не уверенны в своем профессиональном выборе и реже обращаются за помощью к карьерным консультантам.
И таким образом профориентация выходит за рамки традиционной формулы «Хочу-Могу-Надо», а работа профконсультанта становится намного шире, чем информирование. Стандартное профконсультирование не может решить всех задач и порой обычная профбеседа выявляет потребности в работе с самооценкой клиента, его мотивацией, а бывает и с отношениями в семье.