Думаю, что многие, отправляясь в путешествие по Карелии, уже имеют при себе списки достопримечательностей, обязательных к посещению. На деле, конечно, наши предварительные планы выйдут далеко за свои рамки, так как природные и рукотворные шедевры Карелии настолько потрясающие, что сложно будет себя ограничивать в погоне за красотой.
Так и у нас. Останавливаясь в Сортавале, мы уже знали, что нам нужно обязательно успеть посмотреть. Почему я говорю, что нужно успеть, да потому что отпуск у нас снова короткий, менее двух недель и за это короткое время нужно в буквальном смысле объять необъятное. А так как все наши остановки в маршруте по Карелии ограничены двумя днями, без плана экскурсий было сложно обойтись.
День приезда и отъезда я традиционно объединяю в один, а значит, в нашем распоряжении остается еще один полноценный день. Но зато такой длинный, ведь речь сейчас идет о начале июня, когда белый день плавно перетекает в такую же белую ночь! Следовательно, у нас куча времени и можно исследовать окрестности до тех пор, пока не рухнем от усталости. Да, да, именно так мы отдыхаем на отдыхе, прошу прощения за тавтологию.
Итак, при планировании дня отталкиваемся от отправления «Рускеальского экспресса», который отходит от станции Сортавала в 10.00 и следует до станции «Горный парк Рускеала». Время в пути составляет 1 час, вполне хватит, чтобы рассмотреть весь интерьер ретро-поезда, да и дорога не успеет наскучить.
Билеты на поезд мы покупали накануне, и несмотря на будний день, они были почти все распроданы. Но нам посчастливилось заполучить пару последних билетов, не было даже и речи о том, чтобы сидеть у окошка. Ну пусть так, хоть одним глазком глянуть на знаменитый поезд.
Конечно, можно было просто поехать до Рускеалы на своем автомобиле, дождаться там, когда дымящийся паровоз прибудет на станцию и вдоволь им налюбоваться.
Посмотреть, как паровоз, отцепившись от вагонов, резво заезжает на поворотное устройство, чтобы таким образом развернуться и поехать обратно в Сортавалу. При этом гудит, пыхтит и дымит. Зрелище очень эффектное, зрителей такой элемент железнодорожной акробатики собирает массу.
В обратную сторону поезд отправляется в 17:30 и прибывает на станцию Сортавала в 18:30. Нас такой вариант не устраивал, потому что на 15.00 мы уже забронировали катер, который повезет нас на остров Валаам и Ладожские шхеры. Поэтому мы взяли 2 билета в один конец по 400 р/чел и вызвали такси к парку Рускеала к 13 часам. Расстояние от Рускеалы до Сортавалы около 35 километров, по пути таксист обещал нас еще завезти к Рускеальским водопадам, тем самым, где снимался фильм «А зори здесь тихие». Попрощались еще с тысячей рублей. Но это того стоит, я уже привыкла к мысли о том, что впечатления мерить деньгами нельзя, они бесценны.)
Итак, на прогулку по Рускеальскому парку у нас всего 1,5 часа, но я успела посмотреть то, что хотела. Мраморный карьер очень сильно впечатлил, я расскажу о нем обязательно в следующей публикации, а сейчас, пожалуй, вернусь к экспрессу.
Для начала скажу, что это единственный в России действующий поезд на паровозной тяге. С 1 июня 2019 года он ежедневно курсирует из Сортавалы, перевозя туристов до Рускеальского горного парка, средняя его скорость составляет 50 км/ч. В составе поезда шесть купейных вагонов с местами для сидения, прицепленных к самому настоящему советскому паровозу типа 1-5-0СО18—2018, в далеком 1941 году вышедшего из цехов Ворошиловградского завода им. Октябрьской революции. Подозреваю, что у этой могучей техники богатейшая история, она определенно заслуживает нашего внимания.
Я уже как-то упоминала о том, что в нашей семье я единственная, кто не является железнодорожницей. Но теплые чувства ко всему, связанному с этим видом транспорта, были заложены еще с детства. Так что можете себе представить, как надолго я застряла у диковинного паровоза и пыталась оказаться со всех его сторон одновременно. Муж веселился до слез, показывая потом мои фоточки, снятые в процессе фотосъемки.
Интерьер вагонов ретро-поезда выполнен в оригинальном дизайне «Николаевского экспресса», под эпоху конца XIX - начала XX века. Форма обслуживающего персонала соответственная.
Честно, совсем не удивлена, что от желающих проехать в поезде с таким романтическим антуражем нет отбоя.
Старина стариной, но и про сервис все же не забыли. Отметила, что в вагоне присутствуют Wi-Fi и современные розетки с разъемом под USB.
Стакан чая вот в таком винтажном подстаканнике можно заказать у проводника совершенно бесплатно.
Если успеете проголодаться, в поезде есть вагон-ресторан. У проводника можно приобрести на память и сувениры. Мы купили интересную кружку, черную, самой обычной формы, но как только в нее наливаешь кипяток, на ней проявляется рисунок мчащегося на всех парах «Рускеальского экспресса» во всей своей красе.
В заключение скажу, что запуск данного ретро-экспресса, уже ставшего одной из визитных карточек Карелии, стал возможен благодаря проведению сложнейших ремонтных работ.
От себя и всех довольных туристов хотелось бы сказать спасибо РЖД за такое приятное путешествие. Пусть и короткое. Я называю это «разведкой», сначала галопом поверхностно все осмотрю, чтобы знать потом, куда вернуться.
Спасибо за внимание. Всем добра и увлекательных путешествий.)